Как в России помогают пациентам найти самые эффективные лекарства от рака. Рассказывает эксперт

    24.10.2022
    Статьи
    1998

    До 2020 года в России для диагностики и лечения пациентов со злокачественными образованиями назначались такие тесты, как ПЦР, иммуногистохимия и некоторые другие, относительно несложные, но, увы, не самые точные. С их помощью можно было обнаружить только самые частые мутации в генах, а редкие поломки не выявлялись. Два года назад в нашей стране появилась более современная и точная методика для подбора эффективной стратегии лечения.

    С 2020 года у российских пациентов появилась возможность пройти современные молекулярно-генетические исследования методом высокопроизводительного секвенирования нового поколения (NGS), одобренные Минздравом и Роздравнадзором, которые позволяют со 100% точностью определить особенности опухоли, а также подобрать индивидуальную и максимально подходящую для ее лечения терапию — причем в рамках ОМС, то есть бесплатно.

    ФармМедПром встретился с руководителем Центра молекулярной онкологии «ОнкоАтлас», молекулярным биологом Владиславом Милейко, чтобы узнать у пионеров высокоточных NGS-исследований  в онкологии в России, что дает молекулярно-генетическое тестирование, как и где его можно пройти.

    Владислав, расскажите, пожалуйста, подробнее о компании.

    Идея создания компании «ОнкоАтлас» со специализацией на онкодиагностике появилась 7 лет назад. Основной замысел был в том, чтобы сделать сложные полногеномные тесты в онкологии доступными российским пациентам. Если за рубежом их давно выполняли, то у нас в стране лишь редкий специалист о них слышал. Однако вначале нужно было запустить полный цикл молекулярно-генетической диагностики: от назначения исследования и забора материала до интерпретации результатов. И мы взяли эту задачу на себя.

    Когда была создана компания, мы вместе с командой онкологов, молекулярных биологов, биоинформатиков занялись глубоким изучением нового на тот момент направления в медицине — прецизионной онкологии. Это когда лечение пациента подбирается индивидуально на основе персональных особенностей опухоли — так называемого молекулярного профиля. Это направление легло в основу созданного нами сервиса Solo. Благодаря ему у пациентов, онкологов и клиник по всей стране появился доступ к высокоточным генетическим исследованиям. Но чтобы новые технологии стали по-настоящему массовыми, нужно было сделать такие тесты доступными для онкопациентов в рамках ОМС. Тогда мы создали наборы реагентов «Соло-тест АВС» — первое российское решение с применением технологии NGS, которая в одной пробирке может анализировать десятки генов и тысячи мутаций.

    Для их выполнения не требуются особые навыки у лаборантов, однако нужно специальное оборудование – секвенатор. Он, конечно, есть не в каждой лаборатории, но в крупных региональных лабораториях стоит. Потоки образцов пациентов могут централизованно распределяться в такие лаборатории. Это позволяет и качество стандартизовать, и сроки выполнения анализов сократить. Именно этому и посвящена наша совместная программа с Российским обществом клинической онкологии RUSSCO.

    Какие тесты у вас есть?

    Наши тесты адресованы двум категориям граждан: онкопациентам — для поиска мишеней в опухолях и подбора эффективного персонализированного лечения, а также здоровым людям — для оценки наследственной предрасположенности к онкологическому заболеванию, разработки персонального плана скрининга и профилактики.

    Для подбора терапии пациентам, у которых обнаружен рак груди, рак яичников, рак поджелудочной железы и рак простаты, нами разработана тест-система «Соло-тест АВС». Для пациентов с колоректальным раком, меланомой, немелкоклеточным раком легкого, гастроинтестинальными стромальными опухолями – тест-система «Соло-тест Атлас».

    Продукция компании «ОнкоАтлас»

    Наши разработки подтвердили высокую точность в клинических испытаниях и зарегистрированы для медицинского применения. Преимущество таких тестов в том, что они видят даже редкие поломки в генах, которые могут быть мишенями таргетной терапии или говорить о наследственной форме заболевания. Прежнее поколение тестов «теряло из виду» до 90% носителей мутаций, которые, не узнав о своем генотипе, оставались без должной медицинской помощи.  

    Если речь идет о тестах для оценки рисков у здоровых людей, какую информацию они получат и как она может быть использована?

    Каждый третий россиянин столкнется с диагнозом «рак» в течение жизни, независимо от наследственности. Для того, чтобы не упустить болезнь и обнаружить ее на ранних стадиях, у нас в стране разработаны диагностические и профилактические меры. Например, женщинам по наступлению 50 лет нужно проходить ежегодные обследования — маммографию. А если к среднестатистическим рискам добавляется еще и генетическая предрасположенность к раку, то меняются и рекомендации по планам обследований. Женщинам с мутациями в генах BRCA1, BRCA2 нужно уже вместо маммографии делать МРТ молочных желез дважды в год, начиная с 30 лет.

    Несмотря на то, что наследственность нельзя изменить, результаты молекулярно-генетического исследования дадут важную информацию для управления онкологическими рисками, и позволят взять их под контроль. Я очень люблю приводить в пример аналогию с дорожными знаками вдоль проезжей части. Если водитель видит указатель, предупреждающий о камнепаде, он сбавит скорость и сделает все возможное, чтобы не допустить происшествия. Камнепада может и не случиться, но осторожность точно не будет лишней. То же самое и с онкологическими заболеваниями. Знаешь заранее, значит, можешь раньше начать заниматься профилактикой, не полениться и пойти на прием к врачу, изменить образ жизни. Наконец, не упустить болезнь в начале ее развития и сохранить свою жизнь.

    Я убежден, что тесты на наследственные онкологические риски должны быть строго рекомендованы, как минимум, для родственников онкопациентов.

    Как делаются ваши тесты, насколько они болезненны?

    Для проведения исследования необходим образец опухоли или, попросту говоря, «парафиновый блок» — он должен быть у каждого онкологического пациента в дополнение к «стеклам». Эти образцы берут для постановки диагноза, так что повторно брать их для нашего исследования не потребуется.

    Слева — «стекла», справа — «парафиновый блок». Именно «блок» необходим для проведения исследований с помощью тест-систем «ОнкоАтласа»

    Также в ближайшее время мы планируем вывести на рынок тест-систему, где биопсия не понадобится вовсе. Всю информацию мы сможем получить из крови пациента. Это значит, что бОльшее число людей смогут сдавать высокоточные анализы неинвазивно.

    Тесты на наследственность делаются по образцам венозной крови.

    Как скоро можно получить результаты?

    NGS-исследование занимает от одной недели, но точный срок зависит от объема тестирования. 

    В результатах тестов, которые вы делаете, указываются онкологические препараты, подходящие для терапии исследуемой опухоли – речь идет только о зарегистрированных в России или вы охватываете все мировые современные препараты?

    В отчетах по итогам прохождения пациентом молекулярно-генетического обследования мы выдаем максимально полную информацию как о зарегистрированных в России таргетных препаратах, так и доступных для лечения за рубежом. Это может быть препарат, зарегистрированный для конкретного типа рака, или тот, который рекомендован пациентам с другими локализациями, но схожим молекулярным профилем — такое экспериментальное назначение называется off-label (не по инструкции). Кроме того, пациенту может быть рекомендовано включение в клиническое исследование инновационного препарата, если ожидаемая польза для него превышает возможные риски.  За всей этой информацией мы постоянно следим, обновляем, проводим собственные исследования.

    Результат тестирования должен быть максимально практичным, а это значит, что рекомендованные препараты должны быть уже достаточно изучены, чтобы можно было их использовать в реальной клинической практике. Когда на кону жизнь пациента, важно учесть все доступные инструменты для его спасения.

    Как получить направление на исследование с помощью ваших тест-систем и где его пройти?

    С 2020 года «Соло-тест АВС» успешно используется по системе ОМС 62-й столичной онкологической больницей, НМИЦ им. Блохина, Федеральным исследовательским центром фундаментальной и трансляционной медицины в Новосибирске, Республиканским медико-генетическом центром в Уфе и другими учреждениями здравоохранения.

    Для проведения NGS-диагностики по ОМС необходимо стандартное направление по форме 057/у-04 от лечащего врача. При этом пациенту не обязательно самому ехать в лабораторию — со всей страны образцы собираются и направляются в централизованные лаборатории благодаря нашей совместной программе с Российским обществом клинической онкологии. Все инструкции для лечащего врача есть на сайте cancergenome.ru.

    Также тестирование можно пройти в одной из клиник-партнеров «ОнкоАтласа». Например, в медицинском центре «Атлас», Клиниках Лядова, «МЕДСИ» или в «Лахта Клинике» в Петербурге. Наиболее востребованные «таргетные» тесты, например, для анализа мутаций в генах семейства BRCA, доступны в «Гемотесте», который работает на нашей тест-системе «Соло-тест АВС».

    А можно ли обратиться к вам в частном порядке и что это даст?

    У нас нет в штате лечащих онкологов, мы только проводим исследования, но можем помочь найти компетентного онколога или проконсультировать лечащего врача пациента о возможностях и ограничениях метода до проведения теста или по его результатам. Сами результаты тестирования мы выдаем в таком виде, чтобы врач получил исчерпывающую и достоверную информацию об особенностях болезни, но при этом не запутался в тонкостях генетики, а сразу мог применить это на практике.

    Кроме того, мы поддерживаем благотворительный проект по проведению виртуальных молекулярных онкоконсилиумов, где пациенты с результатами тестирования могут получить консультацию лучших специалистов бесплатно. Подать заявку на молекулярный консилиум можно с помощью лечащего врача, для этого он должен направить результаты молекулярного тестирования через портал precisiononcology.ru.

    Современные молекулярно-генетические исследования проводятся методом высокопроизводительного секвенирования нового поколения

    Сотрудничаете ли вы с зарубежными коллегами и изменилось/продолжается ли это сотрудничество в текущих реалиях? 

    Мы стараемся не упускать крупнейшие научные события как в России, так и за рубежом. Наших экспертов ежегодно приглашают выступать на крупнейшие международные конференции — в этом году мы представляли наши научные результаты на ESMO, EACR и других.  Находимся на постоянной связи с иностранными и отечественными экспертами в области молекулярной биологии, онкологии, лабораторной диагностики, биоинформатики, обмениваемся опытом. Без диалога и открытости в нашем деле не обойтись. В части диагностики в текущей ситуации ничего не изменилось.

    Ваши тесты – это российский продукт?  Признаны ли они Росздравнадзором?

    Наши тест-системы — отечественный продукт, результат нашей разработки. Они одобрены Росздравнадзором для клинического применения.  Производство расположено в московском технопарке.

    Тест-системы изготавливаются из российского сырья. Однако для работы на них необходимо импортное оборудование, так как отечественного на сегодняшний день не существует. Насколько мы видим, пока трудностей с его закупкой у лабораторий нет.

    Какие у вашей компании планы на будущее? 

    Продолжим втрое наращивать производство уже существующих наборов реагентов для молекулярно-генетических исследований в онкологии. Также рассчитываем выпустить на рынок 3 новых тест-системы, среди которых NGS-тест для анализа жидкостной биопсии, когда для исследования достаточно лишь образца крови.

    Беседовала Александра Комарова

    Новости

    читать все
    наверх