Современные инвалидные коляски бывают самыми разными. Есть достаточно простые, а есть такие, функционал и внешний вид которых поражает. Вместе с экспертами российских компаний, занимающихся производством инвалидных колясок, редакция «ФармМедПром» разобралась в том, что нужно учитывать при выборе и какой должна быть идеальная инвалидная коляска.
Какие бывают инвалидные коляски?
Инвалидная коляска – средство передвижения для людей с ограниченными возможностями. Для тех, кто не может сам управлять коляской – крутить колеса или использовать джойстик, выпускаются кресла-каталки. Ездить на них без сопровождающего не получится, обязательно нужен человек, который будет возить это кресло. Колеса у таких кресел заднеприводные, обычно они не такие большие, как у колясок, предназначенных для управления самим пользователем.
Инвалидные коляски, которыми можно управлять без сопровождающего, бывают:
- с ручным (механическим) — управляются силой рук, пользователь сам крутит большие колеса;
- с электрическим приводом — оснащены джойстиком.
Среди современных инвалидных колясок есть не только базовые агрегаты, которые выглядят достаточно привычно, но и агрегаты, которые больше напоминают марсоход, чем средство передвижения для людей с инвалидностью. В ассортименте российских производителей есть также и ступенькоходы-вездеходы с полным приводом, коляски с гусеницами, суперлегкие активные коляски с карбоновой рамой, и другие многофункциональные устройства.
Что нужно учитывать при выборе инвалидного кресла?
Сперва нужно определиться, с каким приводом нужна инвалидная коляска, а также понять, сколько времени человек будет находиться в коляске. Людям, которые проводят в них лишь пару часов в сутки, и тем, кто ездит в коляске весь день – в школе, институте, на работе – потребуются разные агрегаты. В первом случае будет достаточно коляски с базовым набором функций без индивидуальных опций, во втором без тщательного подбора не обойтись.
Размер коляски
От правильного подбора параметров сидения зависит то, насколько удобно будет находиться в коляске. Ширина коляски должна быть такой, чтобы боковой щиток, который помимо всего защищает одежду от попадания в колесо, касался бедра и поддерживал таз.
«Многие стремятся приобрести коляску себе «на вырост». Они выбирают ту, в которой ширина кресла больше, чем нужно, аргументируя это тем, что зимой в такую коляску будет проще садиться в зимней одежде. Но в реальности далеко не все пользуются коляской в холодное время года – зимой коляска простаивает, а летом оказывается неспособна обеспечить нужную поддержку», — говорит Инна Музыка, менеджер по продажам компании Observer.
Высота сидения зависит от роста человека и длины его голени. Ноги при правильной посадке должны быть согнуты в коленном суставе под прямым углом, а задняя поверхность бедра должна плотно прилегать к подушке инвалидной коляски. Неправильная посадка ведет к смещению центра тяжести на копчик и седалищные бугры – это может провоцировать неравномерную нагрузку и появление пролежней. Глубина сидения определяется длиной бедра, если этот параметр подобран неверно, то нагрузка тоже распределяется неравномерно.
Высота спинки определяется индивидуально и зависит от физического состояния пользователя коляски, от того, какая поддержка спины и шеи ему требуется, способен ли он держать спину самостоятельно.
Для удобной посадки некоторых пользователей критически важна регулировка таких параметров как угол наклона стопы и угол наклона спинки.
Колеса
Могут быть литыми или пневматическими. «Литые колеса просты в использовании и их не надо накачивать, но они дают значительную жесткость при передвижении в коляски. Пользователь в прямом смысле чувствует каждый камень и ямку своей попой. Пневматические колеса требуют ухода в эксплуатации: необходимо следить за их состоянием, постоянно проверять степень накачки. От этого зависит то, насколько комфортно и мягким будет перемещение», — говорит Татьяна Купченко, коммерческий директор ООО “Катэрвил”.
«Еще несколько лет назад инвалидные коляски делили на коляски для улицы и коляски для дома, но сегодня такого подразделения нет. Однако, если коляску предполагается использовать только дома, то лучше выбрать ее с литыми, а не с пневматическими колесами – за ними проще ухаживать, а потребности в преодолении серьезных препятствий дома как правило нет», — отмечает Инна Музыка.
Материал рамы
Самые недорогие коляски изготавливаются из стальных труб, но при производстве применяются и другие материалы, например, легкий авиационный алюминий. Коляска из него имеет меньший вес, но и стоит дороже.
Функционал коляски
Фунциональные возможности и оснащение дополнительными опциями каждый подбирает по-своему, учитывая, например, в какой местности проживает пользователь, какие преграды ему придется преодолевать.
Дополнительные опции, например, ремни безопасности с фиксацией в двух или в четырех точках, боковую поддержку таза или корпуса подбирают индивидуально исходя из заболевания и состояния пользователя. “Если человек не может сам поддерживать корпус в вертикальном положении и из-за этого заваливается в ту или иную сторону, то коляска может быть укомплектована поворотно-отводными боковыми держателями. Также может понадобиться подголовник с боковой поддержкой, воздушно-пенная подушка с эффектом памяти, которая нужна, чтобы скорректировать центр тяжести”, — объясняет Инна Музыка. “Не всегда есть возможность самостоятельно управлять коляской, в этом случае сопровождающий может воспользоваться возможностью переноса пульта на ручки сопровождения и взять управление коляской в свои руки”, — добавляет Татьяна Купченко.
Кроме того, при необходимости коляску можно оснастить дополнительной транспортировочной платформой, корзинами для вещей и даже сиденьем для пассажира.
«Конечно, все зависит и от степени тяжести заболевания и активности пользователя. Подход при выборе сугубо индивидуальный. Важную роль играет и само ощущение пользователя в коляске при перемещении. Именно поэтому мы предлагаем приехать на тест-драйв: в Сколково (Москва) или на производство (Новосибирск), также направляем потенциальных покупателей к нашим дилерам, у которых есть выставочные образцы», — говорит Татьяна Купченко.
Обязательно ли покупать новую коляску или можно купить ту, что была в употреблении?
Подбор инвалидной коляски, особенно, если речь идет о многофункциональном кресле со множеством опций – задача непростая. Большинство производителей рекомендуют подбирать инвалидное кресло под себя, делая необходимые замеры. Такой подход – залог, что коляской будет действительно удобно пользоваться.
«Стоимость коляски – далеко не последний, а порой и самый главный фактор, который учитывается при покупке. Пользователи покупают подержанные коляски, надеясь, что будут пользоваться ей долгое время. К сожалению, так происходит не всегда. Это покупка кота в мешке, ведь неизвестно, как за коляской ухаживали, как она эксплуатировалась, какие были поломки. Если пользователь покупает подержанную коляски нашего производства, то и мы, ориентируясь на ее номер, можем проследить историю ее эксплуатации и ТО, после чего выдать свое заключение о ее состоянии, — рассказывает Татьяна Купченко. – В нашей компании также есть такая услуга как trade-in. Можно сдать старую модель, доплатить и получить новую».
Как купить инвалидную коляску?
Стоимость хорошей базовой коляски отечественного производства – 17-20 тысяч рублей; агрегат, оснащенный адаптерами, наличие которых позволяют добавлять новый функционал обойдется дороже 50 тысяч рублей. Коляска, изготовленная под конкретного пациента, может стоить более 300 тысяч рублей.
Купить коляску можно за собственные средства, но также можно воспользоваться помощью государства, например:
- получить ее бесплатно через Социальный фонд России (с 1 января 2023 года это ведомство объединяет функции Пенсионного и Страхового фондов);
- оплатить часть стоимости электронным сертификатом, оформленным через сайт Госуслуг – сумма сертификата различается в разных регионах;
- вернуть часть средств, потраченных на приобретение коляски: сумма компенсации соответствует стоимости того средства, которое положено от государства.
Для бесплатного получения инвалидной коляски необходима индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА), в которую вносится информация о необходимых для реабилитации услугах или оборудовании. Решение о том, что именно нужно, принимают специалисты медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Если в ИПРА указано, что пользователю необходима коляска с ручным приводом (а такое встречается нередко, даже если руки пациента очень слабы для управления колесами), то получить от государства устройство с электроприводом будет невозможно. В таком случае придется покупать его за свои деньги или добиваться, чтобы в программу реабилитации вписали характеристики тех колясок, которые ему подойдут.
Коляска выдается в безвозмездное пользование, а срок ее службы ограничен – обычно 4-6 лет. Кроме того, производитель устанавливает гарантийный срок – 12-24 месяца. Гарантия покрывает лишь некоторые ее блоки, не распространяясь на расходные элементы – колеса, аккумуляторные батареи.
«Наш опыт показывает, что люди, которые приобретают коляски за собственные средства, как правило относятся к этим средствам гораздо внимательнее и ответственнее, чем те, кто получил ее бесплатно от государства: они следят за ней, реже пренебрегают сервисным обслуживанием, регулярно меняют расходные материалы, при необходимости проводят мелкий ремонт», — резюмирует Инна Музыка.
Текст: Ксения Скрыпник