Главное — забота. Какие новейшие сервисы могут использовать люди с ограниченными возможностями здоровья

    06.11.2024
    Статьи
    882

    В Москве завершился национальный чемпионат «Абилимпикс». Конкурс профессионального мастерства объединил школьников, студентов и специалистов с особенностями здоровья, которые демонстрировали умения в одной из 50 компетенций — от кулинарии до веб-дизайна. За четыре дня соревнований участники успели не только показать профессиональные навыки, но и узнать много нового о карьерном развитии, трудоустройстве, новых сервисах и гаджетах.

    Руководитель развития проектов для незрячих и слабовидящих Лаборатории «Сенсор-Тех» Надежда Беляева рассказала о самых инновационных сервисах компании для людей с нарушениями слуха и зрения и о том, какие новейшие разработки можно будет протестировать уже в ближайшем будущем.

    Надежда, что для компании приоритетнее: революционные разработки, которые помогут нивелировать особенности здоровья, или те, которые создадут комфортную среду жизни для людей с ОВЗ?

    Мобильное приложение «Сурдо-помощь» для общения с глухими людьми

    Лаборатория «Сенсор-Тех» реализует проекты, системно меняющие сферу поддержки людей с нарушениями слуха и зрения. Наша основная задача — развитие в стране доступной среды за счёт внедрения новых современных технологий и продуктов.

    За последние годы нам удалось реализовать ряд уникальных проектов для улучшения жизни людей с нарушением слуха и зрения в России. Но мы не останавливаемся на этом. И на ближайшие годы перед Лабораторией «Сенсор-Тех» стоят внушительные цели и планы реализации большого количества проектов: повышение качества жизни людей с нарушениями слуха и зрения, развитие безбарьерной среды, максимальная интеграция в социум.

    Мы разрабатываем и развиваем проекты, независимо от их статуса. Это и сложные фундаментальные медицинские проекты (например, нейроимпланты для восстановления слуха и зрения), и устройства-помощники, помогающие людям с нарушением слуха и зрения вести независимый и более самостоятельный образ жизни. Есть более развлекательные проекты, которые могут привнести больше ярких красок в досуг — аудиоигры, футбольный мяч.

    Почему Лаборатория так много сил вкладывает в направление заботы о людях с ОВЗ и в бесплатные сервисы? Не практичнее ли было бы развивать именно коммерческую составляющую?

    Наша Лаборатория была учреждена благотворительным фондом «Со-единение», фондом поддержки слепоглухих людей. Поэтому нам важно создавать решения, доступные людям с ограничениями по слуху и зрению бесплатно. Всё это было бы невозможным также и без государственной поддержки: Агентства стратегических инициатив, фонда Национальной технологической инициативы, Минпромторга, Фонда президентских грантов. Грантовая поддержка очень помогает таким некоммерческим организациям, как мы, создавать решения для людей с ОВЗ.

    Мы стремимся создавать в первую очередь решения, которые приносят реальную пользу. Отдельным достижением для нас стало внесение нашего устройства «Робин» для помощи слепым людям в Федеральный перечень технических средств реабилитации (ТСР). Теперь незрячие дети с 10 до 18 лет могут получить его бесплатно при помощи государственной поддержки. Устройство захватывает окружающее изображение и с помощью искусственного интеллекта расшифровывает его, помогает обходить препятствия, читать, распознавать лица.

    Умный помощник для незрячих людей «Робин»

    Работают ли у вас люди с ОВЗ?

    Да, в штате нашей компании есть незрячие тестировщики устройств и приложений, которые помогают улучшать продукты на стадии разработки и обновлений, чтобы ими можно было пользоваться без ограничений. Также у нас есть слабослышащие и глухие стажёры, которые усиливают команду, помогая создавать технологичные решения для общения с людьми, у которых есть ограничения по слуху. Большинство из них презентуют наши проекты на таких мероприятиях, как, например, «Абилимпикс».

    Какие разработки сервисов и продуктов заботы сейчас в приоритете?

    Для незрячих — это приложение «Робин Онлайн помощь», которое скачивается на телефон, планшет, компьютер. Это служба помощи тифловолонтёров, работающих по видеосвязи: устанавливается двусторонняя связь между незрячим пользователем, который инициировал заявку на предоставление помощи, и волонтёром, который помогает незрячему.

    Волонтёр описывает обстановку и предметы, исходя из запроса или проблематики незрячего человека, который слышит его голос. При этом тифловолонтёр видит картинку с камеры на устройстве незрячего человека и таким образом служит для него «глазами».

    Волонтёр в режиме реального времени поможет получить услугу в МФЦ, поликлинике, на почте, сориентирует на местности, поможет выбрать одежду (незрячие люди очень внимательно относятся к сочетанию цветов, деталей и аксессуаров). Также тифловолонтёр прочтет тексты, вывески, опишет предметы вокруг.

    Для глухих и слабослышащих мы создали приложение «СУРДО-ПОМОЩЬ» — первый российский общественный сервис, в котором есть все необходимые функции для общения глухого человека со слышащим.

    Приложение «Робин Онлайн помощь» для незрячих

    Этот проект особенный для нас, мы верим, что он поможет многим глухим и слабослышащим. Наша команда собрала все полезные функции в одном месте. С помощью сервиса глухой может распознавать речь и получать её перевод в текстовом виде — этот процесс называется субтитрирование. Приложение для физических лиц абсолютно бесплатно.

    В нём есть несколько режимов. Глухой может позвонить профессиональному сурдопереводчику в любой сложной ситуации. Есть также возможность получить перевод на русский жестовый язык текстов или речи с помощью виртуального сурдопереводчика по имени Даша.

    Создание 3D-персонажа было для нас непростой задачей. Мы провели много исследований, общались с нашими потенциальными пользователями. В результате виртуальная переводчица Даша теперь знает достаточно много жестов, чтобы перевести как простые бытовые тексты, так и более сложные — например, о медицине, юриспруденции, бизнесе.

    Полного аналога такого сервиса на данный момент не существует.

    Лаборатория также разработала приложение «Альберт» для людей с аутизмом. Его может скачать любой желающий?

    Да, приложение «Альберт» является бесплатным для всех пользователей. С его помощью могут общаться неговорящие взрослые и дети. Функционал приложения помогает человеку с аутизмом научиться общаться с окружающими и развить навыки спонтанной речи. В основе сервиса — конструктор коммуникативных досок, словарей, расписаний, игр и упражнений для развития речевых, когнитивных и поведенческих навыков. На экране нужно выбрать карточку, которая отражает потребность, настроение или состояние человека, можно собирать карточки вместе, создавая целые предложения, есть возможность озвучивать собранные фразы.

    Такое приложение может быть также полезно педагогам, психологам, дефектологам и логопедам.

    Расскажите, пожалуйста, об онлайн-выставке социальных проектов.

    Благодаря мультимедийной площадке «НКО-онлайн» можно познакомиться с лучшими социальными проектами страны, не выходя из дома. Это специальный онлайн-портал в формате виртуальной реальности, который можно посетить в любое время.

    Виртуальная экспозиция постоянно обновляется. Отдельно хочется отметить, что теперь можно посмотреть туры-экскурсии Музея Славы, посвящённые Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке грантов мэра Москвы.

    В каких музеях можно встретить тактильные экспонаты для незрячих?

    Проект «Трогательная история» существует с 2018 года. За это время мы создали экспонаты для выставок крупнейших музеев страны — Государственного исторического музея, Государственного Дарвиновского музея, Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Как разработчики мы делаем экспонаты доступными: создаём тифлокомментарии для аудиогидов для незрячих посетителей музеев. Все экспонаты тактильные, их нужно трогать, они предельно чётко передают тактильные ощущения оригинальных исторических объектов. А для глухих посетителей мы готовим описание экспонатов на русском жестовом языке.

    Есть ли в планах работа над другими сервисами заботы о пациентах?

    Сейчас мы сосредоточены на продвижении наших проектов — чтобы люди о них узнали, пользовались ими.

    На протяжении нескольких последних лет мы очень активно работаем над разработкой первых отечественных нейроимплантов для восстановления слуха и зрения. В нашей стране им нет аналогов. Проекты очень сложные, фундаметнальные, медицинские. И требуют колоссальных ресурсов. Сейчас мы находимся на стадии докличических исследований на животных, проводим эксперименты, чтобы приблизиться к испытаниям на первых добровольцах.

    Нейроимпланты ELVIS V для восстановления зрения и ELVIS C для восстановления слуха

    Какие преграды встают на пути у компании, которая занимается разработкой продукции и поддержкой людей с ОВЗ в наше время?

    Думаю, с каждым годом людям становится всё важнее развивать инклюзивную доступную среду в нашей стране. Радует, что темой инклюзии теперь заинтересованы не только профильные компании, но и гиганты российского бизнеса, которые стали активно развивать инклюзивное пространство у себя на рабочих местах. 

    Для развития доступной среды нужно не прекращать говорить об инклюзии и её важности. Рассказывать, как взаимодействовать с глухими и слепыми людьми. Выстраивать для них понятные паттерны общения с миром, увеличивать количество общественных мест с сурдопереводом, тифлокомментированием.

    Как общение с аудиторией в рамках мероприятий помогает компании развиваться?

     

    Что вас вдохновляет?

    Вдохновляют люди, которые своим примером показывают: нет преград, есть множество возможностей. Преграды — они ведь в голове. Поэтому я вдохновляюсь людьми, которые меняют жизнь к лучшему, создают полезные вещи и хотят внести вклад в будущее.

    Текст: Юлия Тарасова

    Фото: iStock.com, а также предоставленные компанией «Сенсор-Тех»

    Новости

    читать все
    наверх