С точки зрения психологии, ассоциация – это закономерно возникающая связь между предметами, явлениями, фактами. В ином значении – это общественное объединение, в основе которого лежат единые задачи и цели. О деятельности фармацевтических ассоциаций сегодня порталу «ФармМедПром» рассказал Председатель Правления Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС Алексей Кедрин.
Расскажите, пожалуйста, об Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС. Каковы были предпосылки ее образования и в чем основные функции?
Любая ассоциация возникает на пересечении интересов тех или иных компаний, которые находят совместные задачи и цели. Первым принципом, по которому образовалась наша Ассоциация, стало желание отечественных производителей работать на рынке России в длительной перспективе, а также расширять свою деятельность на страны Евразийского экономического союза.
Второй принцип – это готовность активно влиять на отраслевую повестку. Не просто сидеть и слушать, а предлагать свою экспертизу, свое видение наилучших путей развития. И здесь у нас действительно хорошие возможности, потому что в Ассоциацию входят разноплановые компании как с точки зрения масштаба, так и сточки зрения профиля: кто-то производит фармсубстанции, кто-то вакцины, кто-то реализует генетические проекты.
Сегодня в составе Ассоциации – 10 компаний, ни одна из которых не имеет бенефициаров за пределами стран таможенного союза. При этом у производителей есть опыт международного сотрудничества, проекты в странах ЕАЭС. Причем, дело не только в продажах, но и в совместных производственных инициативах. Это направление, очевидно, будет развиваться, а консолидация усилий позволит добиться максимального эффекта для обеспечения рынков наших стран лекарственными препаратами.
Касаются ли цели Ассоциации интересов конечных потребителей лекарств?
Деятельность ассоциаций предполагает взаимодействие со всеми участниками рынка, включая пациентское сообщество. И мы хотим работать как раз для того, чтобы и через пять, и через десять, и через пятьдесят лет в России были современные и доступные лекарства. Конечно, мы видим главной целью разработку и внедрение отечественных, в том числе инновационных препаратов, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Безусловно, пациент всегда остается главным фокусом внимания в нашей отрасли.
Какие достижения Ассоциации вы считаете основными за время ее работы?
Ассоциация внесла большой экспертный вклад в формулирование Программы «Фармы-2020». Также компании-члены активно участвовали в обсуждении вопросов, связанных с офсетными контрактами. Сейчас у нас на повестке такие темы, как создание системы стандартных образцов, а также производство отечественных фармсубстанций. Это то, без чего невозможно представить лекарственную безопасность в стране. Мы предлагаем решения, которые будут полезны в целом отечественной фарме, и, в конечном счете, пациентам. Все инициативы обсуждаются при участии большого числа заинтересованных сторон.
На каких площадках Ассоциация ведет диалог с органами власти и экспертным сообществом?
Одна из таких площадок – это рабочие группы по вопросам «регуляторной гильотины». Весной этого года мы вступили в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). До этого компании-члены Ассоциации входили в комитеты этой организации по отдельности, но в конечном счете было принято решение об усилении взаимодействия в рамках РСПП. В середине июля на данной площадке мы выступили с предложениями о том, что необходимо изменить для преодоления последствий санкций.
Кроме этого, для Ассоциации полезно участие в отраслевых мероприятиях, где есть возможность услышать друг друга, задать уточняющие вопросы, сблизить позицию, а значит, в конце концов, быстрее найти правильные решения для развития отрасли.
Какие проблемные места, связанные с экономическими ограничениями и перестройкой отрасли, вы видите на сегодня?
Стоит отметить, что Правительством РФ были приняты оперативные решения об изменениях в законодательстве с точки зрения упрощения и ускорения процедуры регистрации и перерегистрации лекарств. К сожалению, механизм заработал не сразу. На сегодняшний день, с нашей точки зрения, заложенные идеи по упрощению процедур работают не вполне эффективно. Компании подают заявки на перерегистрацию цен, на изменения в регистрационном удостоверении, но заявленные сроки, как правило, не соблюдаются.
В таких случаях нужно внимательно разбирать, в каком месте у нас так называемое «бутылочное горлышко», и почему именно не работают те или иные механизмы. На сегодняшний день эту работу необходимо совершенствовать, возможно, менять инструменты, а значит и соответствующие документы.
Для чего нужен единый лекарственный рынок ЕАЭС?
Этот рынок существует объективно, независимо от нашего желания. Ведь Евразийский Союз возник на базе тесных культурных, межнациональных, межличностных связей. Наша задача на этом рынке убрать препятствия, сделать доступными лекарственные препараты, совершенствуя их качество – на благо пациентов — во всех странах, с кем исторически сложилось тесное взаимодействие.
Может ли сотрудничество между странами ЕАЭС компенсировать разрыв научных и деловых связей с Европой, США и другими странами?
Безусловно! Я напомню, что непосредственно лекарственные препараты не подпадают под международные санкции, но огромное влияние на рынок оказывают проблемы, связанные с логистикой и поставками сырья, материалов и прочего. Ослабевает и взаимодействие в научной сфере. В этом плане страны ЕАЭС, напротив, имеют возможности для укрепления связей и развития собственных компетенций.
Зачастую потребителей пугает возможный уход с нашего рынка международных компаний и препаратов. Что вы можете сказать об этих рисках?
Иностранные компании в большинстве своем уже заявили о том, что будут продолжать работать на российском рынке. Так что явных поводов для опасений нет. Но здесь я бы хотел сказать вещь, которая кажется мне принципиальной. На мой взгляд, разделение препаратов на отечественные и международные, также как и разделение на отечественные и международные компании – неверно.
Что такое международная компания? Это компания, которая работает в нескольких странах. Сегодня ведущие отечественные российские производители работают на зарубежных рынках, а значит, также являются международными. То же самое – в отношении лекарственных средств. По сути, препараты как отечественного, так и зарубежного производства имеют в основе одни и же ингредиенты, фармсубстанции. При этом в разных странах могут использовать одну и ту же субстанцию, выпущенную, например, в Индии.
Получается, что готовые препараты не могут быть исключительно отечественными или исключительно зарубежными. Интеллект, идеи, труд, материалы – все это имеет международное происхождение, в этом участвуют множество стран. Другой, и главный вопрос, который следует задавать – насколько лекарство качественно и насколько в данной конкретной стране существуют объективные причины для его внутреннего производства.
Что касается инноваций, то есть проблемы, связанные с ограничениями проведения клинических испытаний новых лекарств в России. Однако карта мира большая! Существует множество стран, которые готовы с нами работать, поэтому доступ к международной экспертизе по-прежнему остается.
Каким будет будущее российской фармы в ближайшие 5-10 лет?
Хороший вопрос! Хотел бы я знать на него ответ. Давайте я скажу, о чем мечтаю. Я мечтаю о том, что в России будут налажены условия, которые позволят нарастить производство отечественных препаратов, не только дженериков, но и инновационных. Надеюсь, что у представителей нашей фармы будет уверенность, что и завтра, и послезавтра для них будут открыты все возможности для разработки, испытаний, регистрации и производства лекарств по понятным правилам.
При этом, с одной стороны, компании будут выполнять очень важную социальную роль по производству качественных доступных препаратов, а с другой – их работа будет востребована без необходимости искать иное место для приложения своих усилий, будь то другой бизнес или другая страна.
Полагаю, что в будущем продолжится диалог между компаниями, регуляторами, экспертами и органами власти, а кроме этого, все больше будет возвышаться голос пациентского сообщества. Это необходимо не только для того, чтобы всегда помнить, для кого мы работаем, но и для того, чтобы этот голос, структурированный, с конкретными предложениями, позволял всем участникам социального договора, вовремя понять, чего именно ждут от нас пациенты.
___________
Ассоциация фармацевтических производителей Евразийского экономического союза – одно из ведущих объединений отечественных производителей лекарственных препаратов, фармсубстанций и вакцин, в том числе полного цикла. Ассоциация зарегистрирована в 2012 году и в качестве основных приоритетов выделяет: содействие лекарственному обеспечению населения и лечебно-профилактических учреждений, содействие развитию фармацевтического рынка стран единого евразийского пространства и надлежащей производственной практики GMP, а также содействие научным исследованиям в области разработки инновационных лекарств, вакцин и пр. препаратов. На сегодняшний день в Ассоциацию входит 10 ведущих отечественных фармкомпаний: ООО «Герофарм», АО «Генериум», АО «BIOCAD», АО «Активный компонент», АО «Фармстандарт», ООО «Нанолек», ООО «НПО Петровакс Фарм», НТФФ «Полисан», ГК «ХимРар», ООО «Велфарм».
Беседовала Ирина Грачева