Российские ученые предлагают принять закон о биологической безопасности и этике. Он будет регулировать нормы новейших медицинских и биологических разработок, таких как редактирование генома человека.
Российская биомедицинская наука шагает вперед, и на этом этапе становится необходимо принять закон о биоэтике и биобезопасности. Эту тему обсудили на круглом столе в Курчатовском институте. По мнению президента НИЦ «Курчатовский институт», академика Международной ассоциации академий наук (МААН) Михаила Ковальчука, настала пора разработать и внедрить официальные правила регуляторики для оборота промышленных микроорганизмов в отечественной фармацевтической, а также пищевой промышленности.
«Сейчас нами подготовлена по поручению президента РФ стратегия развития природоподобных технологий. В ее рамках уже осуществляются две федеральные программы. Одна из них — по развитию генетических исследований, другая — синхротроной и нейтронной базы. В связи с этим в течение десяти лет у нас будет создана самая совершенная исследовательская инфраструктура для подобных исследований»,
— цитируют Михаила Ковальчука «Известия».
Такие исследования предполагают, в том числе, ввоз из-за границы в РФ промышленных микроорганизмов, поэтому обеспечение биобезопасности становится одним из ключевых вопросов для современной науки, подчеркивает президент НИЦ «Курчатовский институт».
Учитывая, с какими вызовами сталкивается сегодня Россия, эта мера вполне оправдана, по мнению ученого. Это и пандемия COVID-19, и существование закрытых биолабораторий и возможные другие серьезные биологические угрозы.
Кроме того, при клиниках и исследовательских центрах могут появиться этические комиссии. Они могут рассматривать сложные с этической точки зрения вопросы. Например, допустимо ли редактировать геном эмбриона во избежание развития заболевания у будущего ребенка.
Планируется, что в состав подобных комиссий войдут медики, религиозные и общественные деятели, юристы, эксперты по биомедицинской этике и рядовые граждане.
Итогом принятия такого закона должно стать соблюдение баланса между появлением новых научных разработок, обеспечением безопасности препаратов и правами пациента на попытку оказания им медицинской помощи. Иными словами, у людей появится шанс на выздоровление, а наука значительно продвинется вперед.