На данный момент продукция фармацевтической компании «ВЕРТЕКС», косметическая или лекарственная, представлена в 11 странах СНГ и соседних. В следующие несколько лет этот список, вероятно, изменится. Об этом и других планах компании рассказали на встрече с журналистами ее генеральный директор Георгий Побелянский и заместитель генерального директора по продуктовому портфелю Светлана Копатько.
По данным исследования компании «Бионика Медиа», в 2021 году «ВЕРТЕКС» занял первое место среди компаний, которые оказали наибольшее влияние на развитие фармрынка. В портфеле петербургского производителя более 280 позиций лекарств (среди них шесть видов оригинальных комбинированных лекарственных препаратов, которые не имеют аналогов, остальные — дженерики из практически всех терапевтических групп), а также около 90 косметических средств и БАД собственных брендов. Сейчас продукция компании продается в 11 странах СНГ и других соседних государствах, однако текущие реалии не могут не отразиться на этой ситуации.
Недавно стало известно, что с марта 2023 года фармпроизводители, которые хотят поставлять свои лекарственные препараты в Грузию, должны предоставить местному Минздраву европейский сертификат GMP (документ, подтверждающий соответствие производственных площадок требованиям правил надлежащей производственной практики Европейского Союза). Сейчас в силу понятных причин российские компании получить его не могут, поэтому, вероятнее всего, экспорт в эту страну будет прекращен.
На смену Грузии среди экспортных направлений производителя придет… Ирак. По словам Георгия Побелянского, «ВЕРТЕКС» подал документы на регистрацию своей стоматологической линейки «АСЕПТА®» для профилактики воспалительных заболеваний пародонта и ухода за полостью рта в Ираке, где эта продукция вызвала большой интерес. Экспорт в страну начнется предположительно уже в 2023 году.
Латинскую Америку, которая относится к числу дружественных России стран, в качестве возможного направления для поставок своей продукции руководство компании пока не рассматривает, нацелив все усилия на установление партнерских отношений со странами ЕАЭС, куда входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика и РФ. Также продукция производителя представлена в Узбекистане, Таджикистане, Монголии, Грузии, Туркменистане, Молдове.
Эта деятельность требует больших финансовых и человеческих ресурсов, говорит Георгий Побелянский, в то время как стратегические планы у компании сейчас иные. В первую очередь это расширение деятельности в России, в том числе освоение новой производственной площадки и дооснащение уже существующих мощностей. Кроме того, больших инвестиций требует выход на фармацевтический рынок ЕАЭС, от которого глава компании не ожидает быстрого роста продаж. Скорее, это работа на будущее, так как вывод оригинальных препаратов и приведение всей сопутствующей им документации в соответствие с правилами ЕАЭС- весьма непростая и небыстрая процедура. Светлана Копатько поясняет: регистрация лекарственных препаратов и косметики по образцу ЕАЭС не делает их автоматически валидными, так как каждая страна имеет свои дополнительные уникальные требования, что может отражаться даже на списке показаний в инструкции препарата. На данном этапе, говорит глава компании, важно получить не прибыть, а познакомить потребителя с новой потенциально интересной для него продукцией.
«ВЕРТЕКС» производит оригинальные комбинированные препараты, косметические средства, а также широкую линейку дженериковых лекарственных препаратов, однако на экспорт поставляются преимущественно лекарства с оригинальными композициями и косметические средства, поскольку именно они являются уникальными (и те, и другие – результат собственной разработки компании), а значит — более конкурентноспособными. Дженерики имеет смысл экспортировать, только если есть возможность предложить более низкую цену на них, а спорить в этом вопросе с Индией, где производство дженериков поставлено на поток, практически невозможно, считает Георгий Побелянский. При этом часть дженерического портфеля компании, включая антибиотики, представлена в ряде стран через экспортеров. В 2021 поставка антибактериальных препаратов была даже на Кубу.
В поставке оригинальных лекарственных средств в мусульманские страны Азии тоже есть много сложностей, так как у этих государств есть особые требования к производству: например, обязательным является такой показатель как «халяль».
Поскольку в портфеле компании пока только шесть видов оригинальных комбинированных препаратов, а за пределами РФ представлены пока два из них, основную прибыль в экспорте приносит косметическая продукция. Однако большие надежды компания возлагает на гинекологический препарат с оригинальной комбинацией действующих веществ в Узбекистане, где он представлен с октября 2022 года и уже заработал отличные отзывы у врачебного сообщества.
Фото: «ВЕРТЕКС»