Идеологи и создатели системы маркировки лекарственных средств в России изначально заявляли, что она поможет бороться с фальсификатом и контрафактом, а также снабдит ее участников удобным инструментом отслеживания продукта от производителя до продавца. Что из этого удалось реализовать, говорили эксперты в ходе сессии «Маркировка лекарственных препаратов в России: первые результаты и дальнейшее развитие системы» 23 апреля, в рамках Форума лидеров фармацевтического рынка.
Общественный контроль
На фоне жалоб на нестабильную работу проекта, несмотря на отмеченные всеми значительные улучшения с апреля 2021 года, представители фармкомпаний обратились к ЦРПТ с вопросом: планируется ли внедрение общественного мониторинга работы системы? Дмитрий Алхазов, генеральный директор ЦРПТ ответил в целом утвердительно, однако подчеркнул, что все усилия команды направлены в данный момент на окончательную стабилизацию работы системы, а данные, агрегируемые системой, обладают известной коммерческой чувствительностью, поэтому данный сервис будет разработан и доступен не ранее конца лета.
«Из достаточно богатого мониторинга, который у нас используется для внутренних целей, мы планируем сделать какую-то выжимку для публичного доступа, которая, с одной стороны, не будет нарушать ничьих коммерческих интересов, а с другой – даст представление о том, что сейчас происходит с системой, – уточнил Дмитрий Алхазов. – Я надеюсь, что к концу лета мы сделаем тот мониторинг, который уже сейчас размещается на нашем сайте, более интересным и наполненным».
Аналитика
Все участники системы маркировки ожидали получить в ее лице новый удобный инструмент для отслеживания передвижений продукции и планирования своей деятельности. Об этом говорили представители компаний TEVA, «Босналек» и «Герофарм», присутствовавшие на сессии, и пока их ожидания не оправдались.
На текущий момент участникам СМДЛП доступны лишь отчеты о товарных остатках. Директор по экономической безопасности компании «Герофарм» Андрей Ахантьев рассказа: на недавнем заседании рабочей подгруппы по маркировке в Росздравнадзоре говорилось, что к 1 июля будет готов отчет о выведении товара из оборота.
Вопрос об остальных возможных отчетах и передвижении продукции прокомментировал Дмитрий Алхазов: данные, синтезируемые СМДЛП, принадлежат государству, и оператор маркировки не имеет права решать, кому и в каком объеме их предоставлять. Соответственно, только правительство и регуляторы могут определять дальнейшую судьбу данных из системы, и вопросы об их доступности имеет смысл задавать именно им, а не оператору. «Все вопросы, связанные с оборотом данных системы, будут решаться правительством. То, что коллеги посчитают сделать публичным, то мы и реализуем в виде отчетов», — подчеркнул спикер.
Контрафакт и фальсификат
Отвечая на вопрос о том, есть ли статистика о количестве выявленного с помощью СМДЛП (мониторинг движения лекарственных препаратов) контрафакта и фальсификата, Алексей Косарев, руководитель проекта товарной группы «Фарма» в системе «Честный знак», сообщил, что территориальные органы Росздравнадзора регулярно обращаются к данным системы для выявления незаконного оборота лекарственных средств. Известно, что идентифицировать как контрафакт удалось несколько сотен серий препаратов, но точную статистику представитель «Честного знака» назвать затруднился.