Студент медико-биологического факультета СибГМУ разработал и воплотил идею обучения хирургов на оригинальном тренажере частей тела человека с имитацией костей, мышц, нервно-сосудистых и кожных модулей. Автор уже представил прототип, сообщает сайт вуза.
Суть проекта состоит в том, что на основе данных медицинской визуализации создаются подробные 3D-модели строения конкретной части тела человека. С помощью технологической карты для каждого из модулей – костного, нервного, сосудистого, кожного — изготавливаются макеты соответствующих анатомических структур. Александр Сахаров, автор проекта, объяснил, что, например, мышечная часть является отдельным модулем, который обладает термопластичностью, способностью к неоднократному восстановлению повреждений.
Тренажер выполнен из композитных материалов, разработанных на бионическом и биотехнологическом принципах. «Бионический подход заключается в максимальном повторении механического строения живых тканей, которые сами по себе являются материалами со сложной микроструктурой. Биотехнологический – в выращивании культур клеток специальных организмов, из которых «производятся» некоторые модули для обеспечения способности к регенерации некоторых модулей», — говорится в сообщении пресс-службы вуза. Для создания прототипа на компьютере были обработаны данные медицинской визуализации, осуществлено 3D-моделирование. 3D-модули изготавливались из пластика, а в мелкосерийном производстве использовались другие материалы.
Часть тренажера является разработкой биомедицинского конструктора-имитатора биообъектов, реалистично воссоздающего части тела. Каждый модуль в системе заменяем, поставляется отдельно, поэтому весь комплекс многоразовый. Симулятор анатомически соответствует любой части тела – кожа эластична, суставы двигаются, можно тренировать сшивание нерва в глубине тканей.
На создание тренажера студента сподвигло собственное наблюдение за выпускниками медвузов, которые, по его мнению, затрудняются самостоятельно оказывать помощь или проводить операции. «Зачастую это связано с отсутствием материальной базы, которая должна обеспечить высокий уровень реалистичности человеческих частей тел, что является проблемой, которую мой тренажер способен решить. Разработка является многогранной и позволит изучать не только узлы, хирургические швы, инъекции, пункции, но и хирургические доступы и практики вплоть до алгоритмов полноценных операций», – такое мнение высказал Александр Сахаров.
Уникальность разработки заключается в модульности и обновляемости тренажера за счет использования оригинальных материалов и технологических процессов. У автора есть планы по «оживлению» своей модели на основе технологий ИИ. Кроме того, намечено создание телеграм-бота с 3D анимационными обучающими клипами, разработка комикса-атласа для освоения практической анатомии и физиологии, а также создание цифрового наставника с дополненной реальностью, обучающего практическим медицинским навыкам. Помощь в работе оказали консультанты и организаторы «SIBMED- акселератора» и акселератора от компании «Rubius». Пилотное тестирование прототипавыполнили хирурги-ординаторы.
Многие тренажеры и симуляторы для обучения медиков необходимым в практике навыкам и умениям выпускаются в промышленном масштабе и постоянно создаются новые образцы. В подборке «ФармМедПрома» можно узнать о медизделиях и оборудовании, на которых студенты изучают анатомию, учатся оказывать помощь пациентам, проводить диагностические процедуры.
Фото: СибГМУ.