В третьем квартале 2022 года россияне стали покупать меньше препаратов для лечения коронавирусной инфекции. Однако четыре препарата все равно сохранили лидерство в продажах.
Продажи лекарств от COVID-19 с июля по сентябрь снизились на 16%, по сравнению с ситуацией за тот же период годом ранее. Об этом пишет РБК, ссылаясь на данные системы маркировки «Честный знак». Ситуация коснулась, как закупок для льготников, пациентов больниц и других медучреждений, которые делаются за счет государства, так и коммерческой розницы. По подсчетам маркетингового агентства DSM Group, госзакупки лекарств ковидной группы в этот период снижались на 56%-79% в рублевом выражении.
Уточняется, что к таким препаратам относятся не только противовирусные средства, которые напрямую борются с коронавирусом, но и ряд других лекарств. Это препараты для купирования возможных осложнений COVID-19, которые входят в рекомендации Минздрава. Часть из них используется только в стационарах под контролем врачей, другая часть доступна для самостоятельного приобретения.
При этом есть четыре лекарства, которые, несмотря на общее снижение спроса, сумели удержать интерес покупателей и остаться на высоких позициях рейтинга часто покупаемых препаратов и в этом году. Это противовирусное умифеновир, который выпускает российская компания «Отисифарм» под торговым названием «Арбидол», антикоагулянт ривароксабан, более известный как «Ксарелто» (производства Bayer), еще один антикоагулянт апиксабан, он же «Эликвис» (от Pfizer), и противовирусное средство «Ингавирин» (международное название имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты) от российской «Валента Фарм». Коронавирус — не единственное показание этих препаратов. Противовирусные используются для лечения других форм ОРВИ, а антикоагулянты прописывают для профилактики образования тромбов людям с заболеваниями сердца и сосудов.
У аналитиков есть своя версия, почему на фоне общего снижения спроса (и заболеваемости ковидом) интерес покупателей к ряду лекарств остался. Во-первых, дело в рекламе. И если многие зарубежные фармкомпании свернули деятельность по продвижению своих препаратов в России в этом году, то работа их медицинских представителей с медиками по-прежнему ведется. А именно это является фактором продвижения рецептурных препаратов, реклама которых в СМИ запрещена, отмечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Именно на такие лекарства приходится половина продаж в денежном выражении в розничном сегменте рынка. По мнению эксперта, покупатели, если и перейдут на отечественные лекарства, то не так резко и драматично, как это прогнозировалось раньше.
Директор по развитию аналитического агентства RNC Pharma Николай Беспалов видит причину снижения общего спроса на эти лекарства в падении доходов населения и других факторах, сопровождающих нынешнюю экономическую ситуацию в России.
Однако у онлайн-продавцов лекарств свои данные. Так агрегатор интернет-аптек «Мегаптека» сообщил изданию, что в сентябре ’22 года продажи противоковидных лекарств, наоборот, выросли. Так число проданных упаковок составило около 8 тыс., по сравнению с 4,4 тыс. в сентябре ’21 года. Суммарные продажи за девять месяцев текущего года составили почти 16 тыс. упаковок против 10,4 тыс. за тот же период прошлого.
Ранее стало известно, что доля отечественных препаратов в общем приросте фармрынка России в этом году начала превосходить этот же показатель у иностранных лекарств.