ФАС поддерживает механизм принудительного лицензирования лекарственных препаратов в определенных случаях, чтобы не допустить их дефицита. Такую позицию озвучил руководитель службы на пленарном заседании Совета Федерации, сообщает «Сенат Информ».
По заявлению Максима Шаскольского, главы Федеральной антимонопольной службы РФ, процедура принудительного лицензирования в отношении лекарственных препаратов будет применяться в случае отказа компании снижать цену или при уходе производителя с российского рынка. «Те компании, которые видят, что у них могут вообще принудительно лицензию отобрать и передать другим, они снижают цены. Там, где будет такое проявляться, мы будем это применять», — сказал глава антимонопольного ведомства.
Позицию ФАС в отношении принудительного лицензирования попросил озвучить Андрей Епишин, член СФ, заместитель Председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам, который считает, что для эффективной работы экономики в период санкций оправданно использовать подобный механизм. Так было сделано во время пандемии ковид, когда принудительную лицензию получил производитель Ремдесивира без согласия владельцев патента.
Повторно принудительное лицензирование было применено в декабре 2023 года, когда правительство разрешило российским компаниям «Герофарм» и «Промомед» выпуск препаратов с МНН семаглутид до конца 2024 года. Это было вызвано прекращением поставок в Россию Оземпика от фармацевтической компанией Novo Nordisk.
В феврале указом Владимира Путина была создана подкомиссия по вопросам использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов для обеспечения экономической безопасности России, которой было доверено принятие решений о принудительном лицензировании фармацевтических препаратов.