Минпромторг разрабатывает систему прослеживания, которая покажет, действительно ли получатели господдержки изготавливают лекарства по полному циклу, а не закупают активные субстанции для них у зарубежных поставщиков.
В России разработаны меры поддержки отечественных производителей лекарств, которые выпускают их по полному циклу – то есть со стадии фармацевтической субстанции. Однако чтобы пользоваться такими инструментами и дальше, фармкомпаниям нужно будет подтвердить страну происхождения лекарственной молекулы. Это может быть, как Россия, так и другое государство Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Информационную систему, которая поможет проследить происхождение фармсубстанций, встроят в механизм господдержки «второй лишний». Об этом заявил на 30-м Российском фармацевтическом форуме им. Н.А. Семашко глава департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли Дмитрий Галкин.
«Мы много внимания уделяем системе прослеживаемости субстанций, которая будет входными воротами для получения документа, подтверждающего стадию производства», — сказал он в своем выступлении.
Что касается правила «второй лишний», то оно будет распространяться на госторги на поставку лекарств с участием производителей из России или ЕАЭС. При наличии хотя бы одного заявителя с производством лекарств по полному циклу (то есть, начиная с фармсубстанции), остальных участников будут автоматически исключать из конкурса.
Согласно последней редакции соответствующего постановления, механизм начнет действовать с сентября 2024 года. Он распространится на лекарства из перечня стратегически значимых, в котором находится 215 позиций. Авторы предлагают начать применение такой схемы поддержки отечественных производителей с тех, кто изготавливает препараты в ЕАЭС по полному циклу, производит лекарства от социально значимых заболеваний, приводящих к инвалидности и преждевременной смерти (ВИЧ-инфекция, рак, сахарный диабет, туберкулез). Кроме того, правило распространится на препараты, чья доля в рыночных продажах превышает 50%.