«ПСК Фарма» добилась аннуляции третьего патента Pfizer на тофацитиниб – препарат для лечения ревматоидного артрита. Лекарство также входит в перечень жизненно важных и рекомендовано Минздравом при лечении коронавируса.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности признала недействительным евразийский патент № 012666 на тофацитиниб, принадлежащий компании. Ранее принимались аналогичные решения по другим патентам Pfizer, например, по евразийскому патенту № 006227. А в ноябре 2022 года Роспатент, по возражению «ПСК Фармы», аннулировал другой российский патент Pfizer на тофацитиниб — № 2315052, сообщает «Фармацевтический вестник».
Фармкомпании, защищая свои оригинальные лекарственные средства патентами, получают возможность окупить многомиллиардные инвестиции, вложенные в научные исследования, и получить средства на новые проекты. Российские производители дженериков и биоаналогов иногда оспаривают патенты, выданные производителям оригинальных средств в России.
Участники фармрынка по-разному оценивают подобные решения об оспаривании патентов зарубежных компаний. Так, Константин Заутренников, управляющий юридической компанией «Заутренников и партнеры» считает, что аннулирование патента и разрешение ввести в оборот дженерик «ПСК Фарма» происходит с учетом текущего момента и действующего курса на импортозамещение, пишут «Ведомости».
Споры «ПСК Фарма» с Pfizer тянутся несколько лет. Ещё в марте 2013 года фирма Pfizer зарегистрировала в Госреестре России оригинальный препарат тофацитиниб с названием «Яквинус». Еще один препарат под брендом «Яквинус», но в другой дозировке, получил регистрацию летом 2021 года.
Российское лекарство, произведенное «ПСК Фарма», с МНН тофацитиниб прошло регистрацию в России 28 декабря 2020 года под брендом «Тофара». Но еще в июле 2020 года Pfizer обратилась в суд, требуя запретить ввод в оборот этого дженерика. Компания утверждала, что «ПСК Фарма» использует в своем препарате «Тофара» действующий евразийский патент № 006227 на группу изобретений «Соединения пирроло[2,3-D]пиримидина».
Через полтора года суд частично удовлетворил этот иск и запретил ввод российского препарата в оборот до 25 ноября 2025 года, то есть, до окончания срока действия патента, полученного Pfizer. В свою очередь, «ПСК Фарма» выступила против евразийского патента № 006227. По мнению ее специалистов, при более детальном рассмотрении оказалось, что к этому патенту «есть много вопросов». Компания подала жалобу на действие патента на территории России. В мае 2022 года он был аннулирован. После чего суд отменил свой же запрет на ввод «Тофары». Таким образом, «ПСК Фарма» получила возможность его производства.
В ноябре 2022 года Роспатент, по возражению «ПСК Фармы», аннулировал другой российский патент Pfizer на тофацитиниб — № 2315052. Изобретение, признали не соответствующим условиям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».
Ранее в «ПСК Фарма» так комментировали подаваемые против выдачи патентов возражения: «Нашей целью является сделать качественные эффективные препараты доступными для российских пациентов. Мы высоко ценим интеллектуальную собственность фармкомпаний, однако порой существуют обоснованные причины для прекращения действия патентов».