Сотрудники Тюменского государственного университета (ТюмГУ) обнаружили, что эмерициллипсин А грибного происхождения подавляет у бактерий способность к образованию биопленки. Это не дает патогенам сформировать устойчивость к антибиотикам.
Эмерициллипсин А – это пептид группы пептаиболов. Его можно назвать природным антибиотиком, который выделяют из алкалофильного мицеллиального гриба Emericellopsis alkalina. Один из способов получения этого соединения запатентован Научно-исследовательским институтом по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф. Гаузе, в сотрудничестве с которым ученые ТюмГУ вели свои изыскания.
Специалисты университета опубликовали материалы научного исследования в журнале Applied Biochemistry and Microbiology. В статье авторы рассказывают, что изучили влияние нового нерибосомного пептида эмерициллипсина А на биопленкообразующие, патогенные, грамположительные и грамотрицательные бактерии и выяснили, что он угнетает рост и распространение патогенных бактерий, не давая тем образовывать биопленку. Самый ярко выраженный эффект ученые наблюдали на грамположительных бактериях.
Одна из задач фармакологии, как указано в статье, – это поиск природных антибактериальных средств, которые были бы способны победить устойчивость патогенов к большинству известных антибиотиков. Опубликованные данные дают ученым сделать вывод, что эмерициллипсин А позволит в дальнейшем успешно бороться с множеством инфекционных заболеваний, а также с опухолями.
Евгений Рогожин, старший научный сотрудник лаборатории антимикробной резистентности X-BIO ТюмГУ, рассказал, что полученное вещество влияет на эукариоты и прокариоты по-разному: «Эукариоты — грибы и опухолевые клетки — погибают за счет разрушения пептидом их клеточной мембраны, а вирулентность прокариот подавляется за счет предотвращения образования биопленок».
Вирусолог Алексей Аграновский, профессор МГУ и доктор биологических наук, пояснил: «Судя по описанию, принцип действия препарата такой, что он разрушает клеточную стенку бактерий. Таким образом, она становится чувствительна к антибиотикам. Это необходимо, когда бактерии приобрели устойчивость к антибиотикам, что сейчас случается сплошь и рядом».
Специалисты ТюмГУ считают, что эмерициллипсин А имеет перспективы не только как самостоятельное лекарство, но и как составляющая комплексных препаратов. Терапию можно осуществлять путем инъекций или поверхностной обработкой пораженных тканей.