Правительство могут наделить полномочиями на выдачу принудительных лицензий препаратам для экспорта. Это произойдет в случае, если в другой стране возникнет обстановка, угрожающая здоровью населения. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс РФ могут войти после их рассмотрения Государственной Думой в весеннюю сессию.
Согласно новому законопроекту, принудительное лицензирование – то есть выдача патента без согласия правообладателя – будет распространяться на лекарства, которые Россия в случае необходимости поставит другой стране, оказавшейся в условиях чрезвычайной ситуации или во власти эпидемии.
В соответствии с потребностями страны-получателя будет определяться и объем поставок, сообщает «Парламентская газета». При этом на упаковку препарата будет нанесено специальное обозначение или маркировка — это будет препятствовать его уходу в коммерческий оборот и реэкспорту в третьи страны.
Держатель патента, в свою очередь, получит от правительства уведомление о начале производства лекарственного средства без его одобрения. Также для правообладателя предусмотрена выплата компенсации.
Прецедент с принудительным лицензированием произошел с препаратом от коронавируса ремдесивиром в начале этого года. Однако он не касался экспорта – компания «Фармасинтез» получила от правительства принудительную лицензию на его производство для нужд России, чтобы предотвратить угрозу ЧС и распространения опасного заболевания, в соответствии со статьей 1360 Гражданского кодекса. Оригинальные права на него принадлежат американской фармкомпании Gilead Sciences, для которой также предусмотрена выплата компенсации.
Данная статья предполагает только ограниченное использование медикаментов на территории государства, выдавшего лицензию, то есть РФ. Если изменения будут приняты, это расширит возможности России в плане отправки таких препаратов на экспорт.