Новые радиофармпрепараты для диагностики и лечения рака создал Томский Политех на атомном реакторе

14.02.2023
Новости
2552

Благодаря атомному реактору, действующему с 1967 года, ученые Томского политехнического университета сегодня создают новые лекарства с радиоактивными изотопами для диагностики и лечения онкологических заболеваний.

Сразу четыре новых радиофармацевтических препарата для диагностики и лечения рака с помощью ядерной медицины вывел на рынок Томский политехнический университет (ТПУ) вместе с фармкомпаниями «Медикорфарма-Урал» и «Бебиг». Об этом сообщила «Российская газета» со слов начальника производственного отдела радиофармпрепаратов на реакторе ТПУ Евгения Нестерова.

Речь идет о радиофармпрепаратах: «Сентискан» для диагностики сторожевых лимфоузлов при нескольких видах рака, «Тиоскан» для диагностики опухолей головного мозга, «Проскан» — для выявления рака простаты и «Нейроскан» — для обнаружения нейроэндокринных опухолей.

«До нашей регистрации в течение 30 лет новых препаратов в российской ядерной медицине не было, использовались те, которые были зарегистрированы в советские годы. Разработка препаратов велась, в том числе, при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030». Доклинические и клинические исследования проводили специалисты НИИ онкологии Томского национального исследовательского медицинского центра РАН»,

— цитирует Евгения Нестерова издание.

Он уточнил, что «Сентискан» — это единственный российский препарат такого плана, к тому же он стоит в несколько раз меньше, чем импортные аналоги. Его вводят женщинам с раком молочной железы внутривенно, находя с его помощью сторожевые лимфоузлы первого порядка, когда на них оседает радиоактивный изотоп. При операции данные лимфоузлы вырезаются, по итогам биопсии врачи проверяют наличие на них опухолевых клеток. Таким образом определяется необходимость обширной лимфодиссекции — достаточно сложной и калечащей операции.

Но ученые не останавливаются на достигнутом. По словам начальника отдела производства радиофармпрепаратов, сейчас идет также первое на реакторе производство микроисточников йода-125 для брахитерапии при участии российской фармкомпании «Бебиг».

«Микроисточники — это крошечные керамические иголочки, которые пропитаны воздействующим на опухоль йодом-125 и помещены в титановые капсулы. Пациенту с раком предстательной железы вводят до 50-70 штук таких микроисточников»,

— рассказывает Евгений Нестеров.

Еще одна разработка ученых ТПУ — это оригинальная технология получения из иттербия-176 лютеция-177, эффективного средства против опухоли предстательной железы. Такая технология, в отличие от альтернативных методов, делает его менее токсичным, к тому же он работает быстро и с меньшим числом примесей.

Технеций-99м и лютеций-177 сегодня считаются тераностической парой изотопов: то есть их применяют и для терапии, и для диагностики. Сначала пациент получает диагностический препарат с технецием. После того как врачи найдут очаги опухоли и определят их обширность, в организм вводится лютеций в необходимой дозировке.

С 2019 года на атомном ректоре университета выпускают еще один препарат —  микросферы с иттрием-90 против рака печени.

«Радиоэмболизация с помощью иттрия — единственный метод лечения рака печени в ядерной медицине: препарат, который вводят в питающую опухоль артерию, закупоривает ее, и получается двойной удар: опухоль перестает питаться кислородом, и на нее воздействует радиоактивный препарат»,

— рассказывает Евгений Нестеров.

К сожалению, такое лечение из-за своей высокой стоимости (около миллиона рублей за процедуру) пока недоступно по федеральной программе обязательного медстрахования, говорит он, хотя его преимущества очевидны. К примеру, есть пациент, которому в 2019 году оставалось жить всего три месяца, по прогнозам медиков. Но после двух радиоэмболизаций он живет и по сей день.

Также ученые разрабатывают перспективную технологию нейтроно-захватной терапии (НЗТ) неоперабельного рака. В январе прошли ее испытания на собаке, страдающей меланомой верхнего неба. В дальнейших планах, по словам руководителя этих исследований — начальника службы ядерной безопасности ядерного реактора Михаила Аникина — облучить потоком нейтронов 20 больных животных. Следующий эксперимент запланирован на март, а всего исследования продлятся два года.

В ходе такого лечения пациенту вводят препарат с нерадиоактивным элементом (как правило, изотоп бора), накапливающийся в пораженных клетках. После этого опухоль облучают нейтронами, вступающими в ядерную реакцию с бором. В результате больные клетки погибают без вреда для здоровых.

Широкому применению НЗТ пока мешает дефицит препаратов с бором в России, поскольку его покупают за рубежом по высокой цене. По словам Михаила Аникина, томские исследователи предложили использовать вместо бор-содержащего препарата другое, более доступное, средство с гадолинием, применяемое для МРТ.

По результатам предварительных экспериментов, такой препарат подходит для НЗТ. Теперь ученые опытным путем подбирают оптимальную дозировку препарата, интенсивность пучка нейтронов, время и другие параметры процедуры. Исследователи надеются, что проводить сеанс НЗТ можно будет на атомном реакторе. Так он займет всего около пятидесяти минут, и будет достаточно одного раза. Это намного меньше и легче, чем воздействие нескольких сеансов химиотерапии, говорят они.

Новости

читать все
наверх