Роспотребнадзор обратился к Минпромторгу с аргументами о необходимости торговой маркировки биологически активных добавки к пище. Эти аргументы также были представлены в октябре министру промышленности и торговли Денису Мантурову на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Основная причина, на которую упирает Роспотребнадзор – это засилье контрафакта в стране. Однако российские производители БАДов уверены, что маркировка не способна решить проблему.
В своем обращении ведомство указывает, что электронная торговля создает все большую угрозу интересам общества: «центры прибыли уходят в страны, где зарегистрированы материнские компании торговых интернет-площадок, продукция, ввозимая беспошлинно, приобретает недобросовестные преимущества при конкуренции с товарами, производимыми внутри Евразийского экономического союза». Кроме того, в Роспотребнадзоре полагают, что интернет-продажи разрушают традиционную торговую цепочку, поэтому этот достаточно новый сегмент внешней торговли нужно начать регулировать в правовом отношении.
Госкомиссия приняла такие аргументы и поручила Роспотребнадзору, Минпромторгу, Минздраву и Россельхознадзору к первому кварталу следующего года подготовить, а затем вынести на обсуждение в правительство проект постановления о начале общероссийского эксперимента по маркировке БАД.
Главная причина начать такой эксперимент по мнению Роспотребнадзора – это необходимость усилить меры против оборота контрафактных БАДов. Однако всеобщая маркировка проблему не решит, поскольку контрафакт поступает из-за границы по каналам интернет-торговли. Производители уверены, что единственным эффектом, которого добьется обязательная маркировка, станет рост цен на добавки, что вынудит покупателей перейти от легальных каналов покупки к нелегальным, — так считает Александр Жестков, исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище». Эксперт сообщил, что союз обеспокоен направлением дискуссии на заседании Госкомиссии. Например, ассоциация предлагает уточнить, что имелось в виду под тем, что некоторые производители на упаковках БАДов пишут недостоверную информацию, или «используют неподтвержденные, а иногда намеренно ложные данные о продукции в рекламе». Александр Жестков отмечает: «Описанная проблема в категории БАД совершенно не характерна для легального отечественного рынка, в то время как она является типичной и острой для трансграничной интернет-торговли и поступающих в страну таким путем БАД».
Более того, введение БАД в систему маркировки сейчас способно только усилить остроту этих проблем: «Увеличится цена легально обращающихся в стране БАД, что приведет к оттоку потребителей в каналы трансграничной торговли, в которых потребитель практически беззащитен от описанных факторов риска. При этом мы не видим положительных аспектов внедрения маркировки на нынешнем этапе, так как проблема аутентичности БАД на внутреннем рынке страны практически отсутствует».
Союз производителей БАД к пище уверяет, что за последние пять лет динамика по сокращению нарушений в сфере БАД только положительная. Проблема же контрафакта БАД в стране достаточно острые, но находятся они не в поле внутреннего рынка. «Речь идет о ставшей массовым явлением электронной трансграничной торговле БАД. Продукция, поступающая по этим каналам чаще всего в небольших посылках в адрес физических лиц «для личного пользования», в очень большой степени не отвечает национальным и союзным нормам и находится вне поля государственного контроля в сфере безопасности и качества. Объемы поставок такой продукции в страну за прошлый год составили до 20% от оборота БАД в аптеках», — рассказал Жестков.