Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы РФ, рассказал, какой эффект для экономики дало внедрение маркировки товаров, в том числе фармацевтических, сообщает «АИФ».
Артем Кирьянов утверждает, что маркировка привнесла в экономику (данные на конец 2022 года) свыше 435 млрд рублей. Нанесение идентификационных знаков на упаковку товаров позволило эффективно контролировать качество потребительских товаров в условиях моратория на проверки, который введен в марте 2022 года, при этом не нагружая бизнес, а также помогая бюджету и защищая потребителя.
«Одним из хорошо зарекомендовавших себя механизмов борьбы с контрафактом является маркировка, — сообщил депутат. — Эффекты для экономики от внедрения маркировки на конец 2022 года оцениваются в 435,5 млрд руб. Это дополнительные налоговые поступления и положительный баланс расходов и доходов бизнеса. На конец 2025 года с учетом новых товарных групп (сладкие напитки и соки, БАД, медицинские изделия, антисептики, кресла-коляски, детская вода) общий экономический эффект ожидается в 4 раза выше: на уровне 1,6 трлн рублей», — считает председатель думского комитета.
Применение маркировки привело к уменьшению продаж просроченных лекарств в фармацевтической индустрии на треть в 2022 году. За год была остановлена торговля фальсифицированными и незарегистрированными лекарствами на сумму свыше 1 миллиарда рублей. В целом, механизмы детенизации экономики разработаны и успешно внедряются, считает Артем Кирьянов.
В 2019 году в России была введена система маркировки и слежения за движением товаров. В настоящее время подлежат обязательной маркировке такие категории, как молочная продукция, лекарства, пиво и слабоалкогольные напитки, лекарства, табак, шины, духи, обувь, шубы и другие. Приближается срок, когда ее начнут наносить на БАД и на медицинские изделия, а также на кресла-коляски и антисептики.
В ЦРПТ пояснили, что обязательной маркировка этих видов продукции станет постепенно. С 1 сентября 2023 года изготовители такой продукции должны приступить к регистрации в информационной системе маркировки, чтобы иметь возможность передавать в нее данные. Производители кресел-колясок, БАД, медизделий и дезинфицирующих средств обязаны будут наносить ее на изделия с 1 октября.
В пробном режиме маркировка медицинских изделий проводится с 15 февраля 2022 года и завершится 31 августа 2023 года. К июню этого года в эксперименте приняли участие свыше 4,3 тыс. компаний, из них — 116 производителей. Эксперимент по маркировке БАД прошел с 1 мая 2021 года по 28 февраля 2023 года. За этот период в системе зарегистрировалось до 5 тыс. участников оборота, из которых более 300 производителей.