Контроль в закупках – ФАС России о ключевых настройках системы

    24.04.2023
    Новости
    675

    Вопрос о том, как избежать ошибок и отстоять право на конкуренцию, стал ключевой темой третьего дня Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который прошел в Москве на минувшей неделе.

    Система государственных и корпоративных закупок меняется под воздействием внешних факторов. Однако ее якорные принципы остаются: это конкуренция и открытость для поставщиков, стремление к прозрачности процедур, защита интересов добросовестных участников. В равной степени эти требования актуальны и для 44-ФЗ и для 223-ФЗ. Санкции и объективные требования научно-промышленной мобилизации привели к усилению роли государства в закупках.  Требуются подробные разъяснения ФАС России, как действовать в новых условиях. Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» стал источником таких разъяснений.

    Доля контрактов с единственным поставщиком в России выросла с 17% до 23% за 8 месяцев прошлого года. ФАС заметил эту проблему и обратил внимание собравшихся, что 46-ФЗ предусматривает право Правительства РФ и субъектов РФ самостоятельно устанавливать случаи и порядок осуществления закупок у едпоставщика. Эту меру поддержки вместе с правом менять существенные условия контракта под воздействием санкций правительство решило продлить на 2023 год. Но должен быть сохранен принцип твердой цены. Негативный сигнал заключается в том, что рост закупок у едпоставщика идет не по количеству контрактов, а по стоимости. 

    Ольга Горбачева, начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России отметила: «Значительный объем закупок в России стал неконкурентным. Существенно выросло количество обращений и внеплановых проверок в части закупок у единственного поставщика. Правоохранительные органы зачастую привлекают ФАС в качестве эксперта для правовой оценки (были ли основания для заключения контракта с едпоставщиком?). Стоит помнить, что со стороны контролирующих органов вопросов всегда меньше именно к тому заказчику, который выбрал конкурентную процедуру».

    ФАС России добивается, чтобы регионы применяли методики обязательного обоснования закупок у единственного поставщика, подчеркнули на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Критериями являются «срочность» и «социальная значимость» закупок. Изменения существенных условий контрактов также должны иметь четкую причинно-следственную связь с этими двумя критериями.

    ФАС обращает внимание на тенденцию снижения среднего количества поданных заявок на торгах в сравнении с 2021 годом (2,8 против 3,2).

    Своим передовым опытом организации конкурентных закупок на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» поделилился представитель управления г. Москва. Здесь закупки стандартизировали. На этапе формирования документации (как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ) заказчику предлагают типовые комплекты документов, которые формируют документацию в несколько кликов. В общей сложности, конструктор типовой документации Москвы насчитывает уже около 400 комплектов документов. Они охватывают 80% закупок города. В их разработке обязательно участвуют представители ФАС России.

    Степан Цуканов, начальник Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Москвы сообщил: «На закупки, которые проводятся по стандартизированным документам, нет обоснованных жалоб. Как только у столицы стали появляться формы типовых документов, обязательные для использования, нарушений стало значительно меньше. Использование типового комплекта к предмету закупки является обязательным для заказчика. Он попросту не может сформировать документацию, не используя этот комплект. Если же в типовом комплекте заказчику чего-либо не хватает, – то для таких случаев предусмотрены механизмы внесения изменений в типовой комплект. Принимаются аргументированные предложения».

    От других регионов РФ и от заказчиков четырех новых субъектов РФ зафиксирован запрос на типизацию документов. Такая потребность в регламентированных правилах могла бы частично быть удовлетворена за счет столичного опыта.

    Также на Форуме отметили, что еще одной признанной проблема — непрозрачность корпоративного 223-ФЗ, которая затрудняет антимонопольный контроль.

    В рамках этого закона преимущественно живет и работает российская промышленность, энергетика, научный сектор.  Так, согласно актуальной статистике, объем закупок в России составляет около 13 трлн рублей по 44-ФЗ и более 24 трлн по 223-ФЗ. Эти средства нуждаются в антимонопольном контроле.

    Значительная доля правоприменительной и образовательной повестки ФАС посвящена защите прав поставщика. По статистике, 40% необоснованных расторжений контрактов происходит по инициативе заказчика. Однозначной трактовки закона о закупках нет – поэтому поставщики совершают ошибки, попадают в РНП и под штрафы. Бизнес боится работать с государством, т.к не знает, как это делать, не знает о существовании льгот и спецпрограмм, не чувствует себя защищенным. Реальные производители страдают от действий перекупщиков. 

    ФАС отчиталась, что ей удалось добиться хороших результатов: Число «неквалифицированных» жалоб сократилось почти вдвое. С принятием ФЗ-360 и внедрением профессиональной предквалификации все жалобы оформляются через Единую информационную систему закупок (ЕИС), что позволяет обрабатывать их автоматизированном режиме. 

    Новости

    читать все
    Спецпроект


    Опрос

    Мы хотим узнать, кто нас читает. Познакомимся?

    Загрузка ... Загрузка ...
    наверх