В конце марта текущего года правительство утвердило план мероприятий по реализации Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года. Эксперты, собравшиеся на сессии, посвященной этому событию в рамках Форума лидеров фармацевтического рынка России, говорили не только о том, что улучшения в области иммунопрофилактики в нашей стране налицо, но и предлагали меры увеличить ее объемы и доверие людей к вакцинации.
Ежегодно в апреле весь мир отмечает неделю иммунизации. С 2000 года благодаря вакцинации были спасены 37 млн детских жизней. По прогнозам экспертов к 2030 году эта цифра может удвоиться. Пандемия новой коронавирусной инфекции заставила даже сомневающихся и скептиков по-новому взглянуть на возможности иммунопрофилактики.
Марина Федосеенко, заведующая отделом разработки научных подходов к иммунизации пациентов с отклонениями в состоянии здоровья и хроническими болезнями Центральной клинической больницы РАН, поделилась мнением, что пандемия помогла всему населению планеты увидеть, как можно за короткое время создать по-настоящему качественные, и что важнее, жизнеспасающие эффективные препараты – прививки, а значит темпы создания новых вакцин и доверие к вакцинации будут расти. К этому нужно готовиться заранее, своевременно изменять и пополнять Календарь профилактических прививок, считает эксперт.
Для повышения приверженности вакцинации необходимо также предоставлять людям возможность выбора вакцины, — об этом говорили и спикеры из медицинского сообщества, и представители компаний «НАНОЛЕК», Sanofi Pasteur и Abbot.
У некоторых прививающихся есть особые медицинские противопоказания, например аллергия или непереносимость определенных компонентов вакцин; другие склонны при принятии решения о вакцинации опираться на положительный предыдущий опыт, свой или людей, чьему мнению они доверяют. В этих случаях и нужен выбор – пусть даже и на коммерческой основе, то есть одни вакцины могут быть доступны бесплатно в рамках Национального календаря профилактических прививок, другие – платно в частных медицинских центрах, говорят эксперты.
Интересно еще и то, что мировым трендом являются комбинированные вакцины, сочетающие в себе защиту сразу от нескольких инфекций – они хорошо переносятся детьми и взрослыми и упрощают процесс вакцинации как для детей, так и для их родителей. Увы, в нашей стране пока таких современных вакцин не очень много.
Для расширения ассортимента доступных вакцин, в том числе за счет зарубежных, требуется совершенствование правил регистрации, сертификации и ценообразования, а также облегчение системы локально-клинических испытаний для иностранных производителей, говорят представители фармбизнеса. Возможно не просто организовать поставки зарубежных вакцин, но и установить партнерство между российскими и иностранными компаниями-прозводителями. Например, Инна Бакуменко, генеральный директор компании Abbott, Россия и СНГ, заявила о готовности предоставлять российским компаниям собственные антигены Abbott для производства вакцин.
Есть и другие пути, например, использование зарубежного опыта. Максим Стецюк, первый заместитель генерального директора компании «НАНОЛЕК» рассказывает, что вакцины – один из сложнейших в изготовлении препаратов, поскольку вне зависимости от того, какой будет финальная вакцина – например, живой или инактивированной, первоначальная работа ведется с живыми микроорганизмами, а процесс жестко регламентируется правилами GMP и другими требованиями безопасности и качества. На производство готовой вакцины на предприятии «НАНОЛЕК» от момента ввоза фармсубстанции до схода продукции с конвейера уходит порядка 120-150 дней. Но процессу производства неизменно должна предшествовать разработка. Обычно разработка вакцины с нуля занимает около 5 лет. Для того, чтобы соответствовать необходимым темпам иммунизации населения, а также для того, чтобы обеспечить людям выбор, можно пользоваться существующими в мире разработками и успешно локализовывать их в России в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Иными словами, есть вакцины, которые давно разработаны, по-прежнему актуальны и успешно производятся в России, а есть те, которых у нас пока нет. В этой ситуации возможно, говорит Максим Стецюк, пока идет многолетняя собственная разработка, производить на территории нашей страны хорошо зарекомендовавшие себя готовые зарубежные аналоги, как это сделала, например, компания «НАНОЛЕК» совместно с компанией Sanofi Pasteur в отношении пятивалентной комбинированной вакцины Пентаксим®.
Возможность выбора вакцин в конечном итоге не только увеличит масштабы вакцинации, но и повысит приверженность ей в целом, а также поможет людям с бОльшим доверием относиться и к отечественный препаратам для вакцинации, поскольку у иммунопрофилактики будет общий положительный имидж и заметные результаты, заключили участники сессии.