ВШЭ опросила представителей фармацевтической отрасли о том, как они оценивают действия государственных органов в период пандемии. Как оказалось, до коронакризиса взгляды представителей индустрии и властей на приоритеты развития отрасли различались, но по итогам 2020 года, началось сближение, сообщает РБК.
Исследование мнений проходило при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и опиралось на интервью с руководителями Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) и Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM), а также с представителями трех фармкомпаний, названия которых не раскрываются.
Несмотря на то, что отрасль продолжала развиваться и во время кризиса, вызванного вспышкой заболевания, ей пришлось столкнуться с такими проблемами, как сбои в поставках сырья и субстанций из Китая (на них приходится 54% натурального объема импорта поставок в Россию, по данным директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова); перебои в закупках оборудования, как для производства, так и для маркировки; хаотичные скачки спроса от месяца к месяцу (в марте 2020 года определенные препараты и медизделия скупались «про запас»); рост запасов и задержки в реализации продукции в первый месяц пандемии из-за неустойчивости в цепочках продаж; неопределенность относительно будущей политики государства – не было ясно, в каком направлении пойдут потенциальные госинвестиции.
Это существенно затруднило планирование работы, формирование запасов сырья, и негативно повлияло на ритмичность производства, указывают опрошенные представители отрасли.
Также были моменты, не связанные с пандемией напрямую. Так, представителям фарминдустрии хотелось бы видеть более слаженный информационный обмен между Минздравом, Минпромторгом и ФАС. Также они высказали пожелание, чтобы регулирование цен на ЖНВЛП (жизненно важные лекарственные препараты) соответствовало уровню средней инфляции, во избежание дефицита недорогих препаратов и закрытия их производства.
Кроме того, по мнению отрасли, принимаемые решения должны отвечать в первую очередь интересам здравоохранения, и только потом – регулирования производственной сферы.
Вместе с тем, были и решения, которые производители фарммедпрома оценили положительно.
Например, введение процедуры ускоренной регистрации и экспертизы качества лекарств (постановление № 441), разрешение дистанционной торговли безрецептурными препаратами (постановление № 697) и другие. В докладе ВШЭ отмечается, что все это указывает на способность регуляторов оперативно работать и снижать уровень бюрократизации.
В дальнейшем отрасль ждет решения таких вопросов, как легализация онлайн-продажи рецептурных, в том числе, наркотических препаратов; содействие в развитии производства сырья для критически важных лекарственных средств, чтобы избежать зависимости от поставок из Индии и Китая, стоимость которых поднялась; а также дальнейшее сокращение объемов исследований для инновационных препаратов, по примеру постановления № 441, позволяющего регистрировать лекарство до проведения третьей фазы его клинических испытаний.