Переход к единому лекарственному рынку Евразийского экономического союза (ЕАЭС) должен быть, прежде всего, экономически прибыльным для российских фармпроизводителей, считает Исполнительный директор союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Лилия Титова.
В 2025 году Россия объединяет свой фармацевтический рынок со странами, входящими в состав ЕАЭС. Пока этот процесс идет достаточно медленно и сопряжен с немалым количеством дополнительных финансовых и трудовых затрат для фармацевтических компаний, в связи с необходимостью работать по новым правилам. Об этом говорили представители фармацевтических компаний и ассоциаций на XVI международной конференции «Фармацевтический бизнес в России-2021».
У Российской Федерации сильная промышленность, подчеркнула в ходе дискуссии СПФО Лилия Титова, и вхождение в единый лекарственный рынок должно быть связано с перспективой получения экономической выгоды. Она упомянула о ряде действующих в России постановлений, которые дают преимущества компаниям из Евразийского союза на торгах с участием иностранных производителей («третий лишний», преференции для производителей субстанций). Логично, чтобы такие же зеркальные меры действовали и в других странах Союза, особенно в тех, где имеются крупные рынки лекарств, считает эксперт. Но по факту они закреплены только на бумаге.
«Как показывает опыт членов СПФО, у нас бывает много обращений, что когда они выходят на тендеры и конкурсы, лоббирование именно локальных производителей в этих государствах довольно сильно», — рассказала она.
Лилия Титова также сообщила о планируемом в рамках российской стратегии ФАРМА-2030 углублении преференций для локальных производителей, которое дополнительно будет включать представителей ЕАЭС. «Если делаются такие преференции для четырех стран, логично говорить, что они дополнительно должны быть взамен и для российских производителей», — подчеркнула она.
В этом с ней согласен генеральный директор ГК Alium Рустем Муратов. По его мнению, гармонизация производства по другим правилам не даст российским производителям значительного преимущества, если в странах ЕАЭС не будет встречных мер. Прежде всего, они должны коснуться устранения лобби локальных производителей на госзакупках, которое сегодня, по его словам, никак не гармонизируется в законах.
«Тогда рынки окажутся более-менее открытыми и для российских производителей, и для зарубежных, — подчеркнул Рустем Муратов, — Нынешняя же ситуация выглядит странной – получается, что крупнейший в ЕАЭС российский рынок открывает себя для других стран, но не получает ничего взамен».