Профессиональная фармацевтическая соцсеть «Фарма РФ» опубликовала итоги опроса об актуальности фармацевтического консультирования. Задачей анкетирования было выяснить, что важнее для работников аптек – здоровье посетителей или погоня за прибылью.
Купить лекарство сегодня можно не только в аптеке. За внимание потребителя борются также крупные онлайн-магазины и сервисы доставки на дом. Но у аптеки есть и своя сильная сторона – это возможность подсказать покупателю, как принимать или хранить выписанный ему препарат, ответить на вопросы о противопоказаниях или объяснить, что с такими симптомами лучше пойти к врачу, а не заниматься самолечением. Что же важнее сегодня для работников аптек: принцип «не навреди» или повышенный заработок?
Напомним, что по определению Минздрава фармацевтическим консультированием называется обеспечение потребителя информацией «о порядке применения или использовании товаров аптечного ассортимента, в том числе правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях». Это ни в коем случае не замена консультации врача, поскольку фармацевт не назначает препарат, а рассказывает о его свойствах. Как же все происходит на деле?
Похоже, фармконсультирование – именно то, зачем люди приходят в аптеку. 63% опрошенных ответили, что консультируют более 10 раз в день. Это подтверждают и ответы подавляющего большинства на вопрос: «Какой процент посетителей аптеки, по вашей оценке, обращается за фармацевтической консультацией?». 39% ответили, что каждый второй и чаще, а 36% — каждый четвертый.
На вопрос о своей готовности определить проблему или поставить диагноз посетителю большинство (73%) с осторожностью ответили, что в целом да, готовы, но бывают сложности. Практически всегда готовы сделать это 21% респондентов.
Как часто фармацевты рекомендуют посетителям обратиться за консультацией к врачу? Каждому второму и даже чаще об этом говорят 36% опрошенных, каждому четвертому – 35%, каждому десятому — 20%, каждому двадцатому и еще реже — 8%.
Работники аптек рассказали и в каких случаях требуется их совет. Чаще всего люди задают вопросы при боли, ОРВИ и гриппе (14% в каждом случае). 13% назвали заболевания желудочно-кишечного тракта, 10% — если болеет ребенок, столько же — при болезни кожи. Менее 10% ответили, что чаще консультируют при бронхолегочных, cердечно-сосудистых заболеваниях, при подозрении на ковид, болезни пожилых людей, беременности и лактации, а также при астенических состояниях.
Более дешевый препарат посетителям так или иначе готово посоветовать большинство опрошенных. При этом 55% сделают это, если убеждены в адекватности замены, 26% — по просьбе пациента, 14% руководствуются наличием такого препарата.
Фармацевтам также был задан вопрос как часто они рекомендуют препараты, продвигаемые по маркетинговому договору или относящиеся к собственной (условно-собственной) торговой марке. При любой возможности сделают это 33% работников аптек, иногда – 28%, очень редко – 10%, никогда – 8%. Об отсутствии таких марок или договорных обязательств перед производителями заявил 21% опрошенных.
Когда-либо превышали свои полномочия, отходя от правил при фармконсультировании, более половины респондентов. Из них 41% приходилось делать это очень редко, 25% — периодически, 8% — часто. Никогда не выходили за рамки фармконсультирования только 26% участников опроса.
Почти единогласно (86%) люди ответили, что в современных условиях, по их мнению, нельзя отказаться от фармконсультирования. В комментариях работники аптек добавляли, что посетители часто просят их поставить диагноз или назначить лекарство, но в таких случаях их обязательно направляют к врачу. Также человек может пить какой-то препарат долгое время, но с возрастом у него меняется состояние здоровья, появляются новые противопоказания, поэтому фармацевт может предупредить об этом и порекомендовать сходить за новым назначением.
Фото: iStock by Getty Images