Фармацевты честно рассказали, как консультируют посетителей аптек

    11.03.2022
    Новости
    1712

    Профессиональная фармацевтическая соцсеть «Фарма РФ» опубликовала итоги опроса об актуальности фармацевтического консультирования. Задачей анкетирования было выяснить, что важнее для работников аптек – здоровье посетителей или погоня за прибылью.

    Купить лекарство сегодня можно не только в аптеке. За внимание потребителя борются также крупные онлайн-магазины и сервисы доставки на дом. Но у аптеки есть и своя сильная сторона – это возможность подсказать покупателю, как принимать или хранить выписанный ему препарат, ответить на вопросы о противопоказаниях или объяснить, что с такими симптомами лучше пойти к врачу, а не заниматься самолечением. Что же важнее сегодня для работников аптек: принцип «не навреди» или повышенный заработок?

    Напомним, что по определению Минздрава фармацевтическим консультированием называется обеспечение потребителя информацией «о порядке применения или использовании товаров аптечного ассортимента, в том числе правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях». Это ни в коем случае не замена консультации врача, поскольку фармацевт не назначает препарат, а рассказывает о его свойствах. Как же все происходит на деле?

    Похоже, фармконсультирование – именно то, зачем люди приходят в аптеку. 63% опрошенных ответили, что консультируют более 10 раз в день. Это подтверждают и ответы подавляющего большинства на вопрос: «Какой процент посетителей аптеки, по вашей оценке, обращается за фармацевтической консультацией?». 39% ответили, что каждый второй и чаще, а 36% — каждый четвертый.

    На вопрос о своей готовности определить проблему или поставить диагноз посетителю большинство (73%) с осторожностью ответили, что в целом да, готовы, но бывают сложности. Практически всегда готовы сделать это 21% респондентов.

    Как часто фармацевты рекомендуют посетителям обратиться за консультацией к врачу? Каждому второму и даже чаще об этом говорят 36% опрошенных, каждому четвертому – 35%, каждому десятому — 20%, каждому двадцатому и еще реже — 8%.

    Работники аптек рассказали и в каких случаях требуется их совет. Чаще всего люди задают вопросы при боли, ОРВИ и гриппе (14% в каждом случае). 13% назвали заболевания желудочно-кишечного тракта, 10% — если болеет ребенок, столько же — при болезни кожи. Менее 10% ответили, что чаще консультируют при бронхолегочных, cердечно-сосудистых заболеваниях, при подозрении на ковид, болезни пожилых людей, беременности и лактации, а также при астенических состояниях.

    Более дешевый препарат посетителям так или иначе готово посоветовать большинство опрошенных. При этом 55% сделают это, если убеждены в адекватности замены, 26% — по просьбе пациента, 14% руководствуются наличием такого препарата.

    Фармацевтам также был задан вопрос как часто они  рекомендуют препараты, продвигаемые по маркетинговому договору или относящиеся к собственной (условно-собственной) торговой марке. При любой возможности сделают это 33% работников аптек, иногда – 28%, очень редко – 10%, никогда – 8%. Об отсутствии таких марок или договорных обязательств перед производителями заявил 21% опрошенных.

    Когда-либо превышали свои полномочия, отходя от правил при фармконсультировании, более половины респондентов. Из них 41% приходилось делать это очень редко, 25% — периодически,  8% — часто. Никогда не выходили за рамки фармконсультирования только 26% участников опроса.

    Почти единогласно (86%) люди ответили, что в современных условиях, по их мнению, нельзя отказаться от фармконсультирования. В комментариях работники аптек добавляли, что посетители часто просят их поставить диагноз или назначить лекарство, но в таких случаях их обязательно направляют к врачу. Также человек может пить какой-то препарат долгое время, но с возрастом у него меняется состояние здоровья, появляются новые противопоказания, поэтому фармацевт может предупредить об этом и порекомендовать сходить за новым назначением.

    Фото: iStock by Getty Images

    Новости

    читать все
    наверх