Ряд сетевых аптек и эксперты фармрынка считают неизбежным рост цен на лекарства, если будет принят законопроект, ограничивающий аптекам маркетинговые бонусы. Они озвучили ряд причин, по которым цены на лекарства после нововведения вырастут от 10 до 20 %. Мнения экспертов на этот счет приводит «МК».
Ранее «ФармМедПром» писал, что предложенный в этом году законопроект о внесении изменений в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и «Об обращении лекарственных средств», вызвал дискуссии законодателей и представителей аптек. Стороны по разному смотрят на события, которые последуют за снижением маркетинговых бонусов продавцам лекарств до 5-ти процентного уровня.
Авторы инициативы считают, что аптеки получают слишком большую комиссию от производителей за продвижение лекарств и предлагают ограничить ее размер до уровня 5%. Они предполагают, что это снизит цены на лекарства и в конечном итоге пойдет на пользу малообеспеченным людям.
Однако представители аптечных сетей и эксперты в этой сфере возразили против такого ограничения, утверждая, что это приведет к обратным результатам. Они, в частности, не согласны с тем, что поправки по торговле лекарствами предлагают внести в закон «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ», в то время как лекарственные препараты не относятся к товарам повседневного спроса. «Продажа лекарств возможна только на лицензируемых стационарных объектах, дистанционная продажа обусловлена большим количеством обязательных требований. Отпуск лекарств осуществляется лицами, имеющими специальное образование», — говорится в письме, с которым Альянс фармацевтических ассоциаций обратился к депутатам.
Сокращение прибыли аптек, по их мнению, означает, что цены на лекарства, особенно те, которые не входят в перечень жизненно важных, будут повышены. Кроме того, некоторые аптеки, особенно в отдаленных регионах, с большой долей вероятности будут вынуждены закрыться из-за невозможности сохранять высокую рентабельность.
Основной аргумент аптек заключается в том, что новая инициатива депутатов по ограничению маркетинговых контрактов может привести не к удешевлению препаратов, как заявляют авторы изменений, а к их подорожанию. Аптеки утверждают, что рентабельность аптечного бизнеса уже сейчас стремится к нулю, и маркетинговые контракты помогают не увеличивать цену для потребителей. Они также указывают на то, что ряде стран государство оплачивает дополнительные услуги, оказываемые аптеками, в то время как в России эта обязанность ложится на производителей. «У нас достаточно проблем, которые надо решать: производственные аптеки, отсутствие единого центра управления розницей, доступность лекарственных препаратов в отдаленных регионах. Никак сейчас нельзя лишать аптеки маркетинговых контрактов, в противном случае это отразится на пациентах. Самое главное, чтобы наши законотворцы, депутаты прислушивались к отрасли», — считает Виктория Преснякова, глава Альянса фармацевтических ассоциаций.
Сейчас документ находится на стадии обсуждения, и представители аптечной отрасли надеются, что будут внесены изменения, учитывающие мнение всех заинтересованных сторон.