Последние два года выдались для российской экономики весьма непростыми. Обычно ФармМедПром пишет о фармацевтической и медицинской промышленности как о весьма социально значимой и затрагиваемой множеством экономических факторов. Однако по итогам 2021-го и предварительным результатам 2022-го года выяснилось, что одной из наиболее пострадавших от санкций отраслей стала смежная с ней парфюмерно-косметическая индустрия.
ФармМедПром начинает информационно-просветительскую компанию в поддержку отечественной парфюмерно-косметической отрасли с аналитического обзора ее текущего состояния.
Опираясь на данные из открытых источников, некоторые статистические исследования и сообщения СМИ, команда аналитиков ФармМедПрома подвела итоги 2021 года и сделала краткий обзор трендов и проблем в российской парфюмерно-косметической отрасли и ее представленности на рынке ритейла в 2022 году.
СКАЧАТЬ бесплатно полный аналитический обзор российской парфюмерно-косметической отрасли от ФармМедПрома
Ниже предлагаем некоторые из его тезисов.
Итоги 2021 года. Дороже и тревожней
Согласно исследованию аналитической компании Tebiz «Анализ рынка парфюмерии и косметики в России 2021», прошедший год ознаменовался падением натурального выражения рынка на 8,7% и одновременным ростом стоимостного на 18%. Это означает, что привычные бизнес-процессы на этом рынке изменились, а стоимость продукции при этом увеличилась. Среди причин называют ухудшившееся финансовое положение производителей и потребителей, смену трендов в предпочтениях покупателей (косметика для ухода за кожей и волосами становится более популярной, чем декоративная) и некоторые неблагоприятные аспекты нормативного регулирования отрасли. Кроме того, карты легальным производителям косметики и парфюмерии спутывало возросшее количество контрафакта, хлынувшего на рынок через онлайн-маркетплейсы.
Также прошлый год ознаменовался обострением конкуренции между ритейл-компаниями и активизировавшимися онлайн-маркетплейсами. Тем не менее на август 2021 года, в топ-5 ритейл-компаний в России с менее стабильными, чем ранее, но убедительными показателями вошли четыре отечественные торговые сети «Магнит Косметик», «Л’Этуаль», «Улыбка радуги», «Рив Гош» и лишь один маркетплейс Wildberries. При этом «Магнит Косметик» занимал 21% всего рынка парфюмерно-косметических изделий.
2022.Из огня да в полымя
Он улетел и НЕ обещал вернуться…
Сложности, с которыми столкнулась отрасль в результате пандемии, начали отходить в прошлое, но после начала специальной военной операции на Украине возник ряд новых вызовов для российской экономики в целом и парфюмерно-косметической промышленности, в частности.
Согласно оценкам экспертов, суммарно рынок косметической отрасли с конца февраля 2022 до середины июня сократился на 25%. Это неудивительно, так как на иностранные бренды приходится примерно 80% рынка (с учетом локализованного в России производства), а их активность в нашей стране резко сократилась.
Часть зарубежных компаний сократила ассортимент или объявила о заморозке инвестиций, другие приостановили деятельность в России или совсем ушли из нее (детали в нашем полном обзоре).
На деятельности тех зарубежных брендов, что остались на рынке, крайне негативно сказываются логистические барьеры, вызванные санкционным режимом со стороны ЕС, США, Канады и Великобритании. Осложняет ведение бизнеса отключение ряда российских банков от системы SWIFT.
Я его слепила из того, что было
В работе отечественных компаний особую сложность представляет затрудненный доступ к сырью: в некоторых случаях из-за отсутствия необходимого отечественного продукта, в других – из-за сложностей с импортом зарубежного. Однако, складские запасы готовой продукции подходят к концу, а значит производство нужно расширять, для чего необходимо решать проблемы с сырьем.
Важно понимать, что некоторую сырьевую нехватку можно восполнить при условии материальной поддержки от правительства, и ряд отечественных компаний уже за ней обратились. Но некоторые сырьевые компоненты нерентабельно культивировать в природных условиях России или на это потребуются годы и выстраивание соответствующего производственного комплекса. В этом случае приходится налаживать импорт, и наискорейшим способом для этого в текущих условиях видится введение параллельного импорта, уже внедряемого российским правительством.
К сожалению, и тут не без сложностей. С внедрением параллельного импорта растет риск ввоза контрафактной или несоответствующей российским требованиям к качеству продукции. Таможенные департаменты не владеют инструментами для быстрой верификации подлинности продукции, что может тормозить ее ввоз. Кроме того, параллельный импорт не решит проблемы сегмента масс-маркет в силу того, что сделает его продукцию дороже, а значит менее рентабельной и востребованной.
Все выше, и выше, и выше…
…становятся цены на парфюмерно-косметическую продукцию. Эксперты компании Focus Technologies зафиксированное увеличение стоимости продукции на 30% связывают с падением покупательской активности в отрасли. Цены выросли, а доходы россиян напротив – упали.
Однако у ритейла дела не так плохи, как у производства. На его деятельности более ощутимо отражаются волатильность валюты, используемой для закупки импортной продукции, проблемы импорта сырья для производства и уход ряда крупных международных ритейлеров премиального и люксового сегмента продукции, таких как специализированная Sephora и широкопрофильные Net-a-Porte, Farfetch и другие. Уход Sephora также сопровождался ограничением работы «Иль де Ботэ» — торговой сети масс-продукции, приобретенной французской компанией в конце 2021 года.
Таким образом, особо заметны стали сложности с возможностью купить премиальные продукты в маркетплейсах западного происхождения. Но свято место пусто не бывает, и им на смену уже начали приходить отечественные маркетплейсы. К примеру — NuSelf, который является и маркетплейсом, и мультимедийной площадкой для блогеров.
Что в сухом остатке
Главными проблемами российской косметической отрасли на текущий момент можно назвать падение доходов потребителей и вследствие этого изменение их обычных покупательских предпочтений, а также осложнённый доступ к импортному сырью.
Отрасль реагирует снижением цен, но это лишь на первый взгляд положительный тренд. Вынужденное снижение цен на продукцию может повлечь за собой сокращение производства и дальнейшее ухудшение экономических параметров отрасли. Для расширения и подъема отрасли на фоне новых сложностей, напротив, требуются значительные денежные вливания, а учитывая большую долю импортных инвестиций в отрасль в 2021 году, которые на данный момент не доступны, единственным источником финансирования становится государственная материальная поддержка. Увы, ее объемы не способны покрыть все нужды производственного комплекса. А это значит, что нас ожидает либо дальнейшее сокращение отечественного парфюмерно-косметического производства, либо, в благоприятном сценарии, сохранение его состояния на уровне начала 2022 года.