Деменцию не всегда удается диагностировать вовремя, а эффективная терапия, гарантирующая излечение, пока отсутствует. Но наука не стоит на месте, появляются новые технологии и инновационные подходы, которые обсуждались в рамках Форума будущих технологий, прошедшего в Москве в феврале.
В ходе сессии «Технологии против нейродегенеративных заболеваний», объединившей врачей и ученых, говорили диагностике, лечении, восстановлении пациентов. Особый акцент был сделан на российских разработках в этой области.
Эпидемия деменции
Деменция – прогрессирующее хроническое заболевание, поражающее головной мозг. Человек, заболевший деменцией, теряет память, утрачивает когнитивные способности – навыки чтения, письма, счета, перестает обслуживать себя, совершать повседневные действия, общаться.
Существует несколько разновидностей деменции. Самая распространенная из них – болезнь Альцгеймера. Эта болезнь в последние годы встречается все чаще – страшный диагноз ставится каждые 33 секунды.
Ученые связывают эпидемию деменции с тем, что продолжительность жизни растет, и люди все чаще доживают деменции и других болезней, которые, хоть и не являются нормальной частью старения, но все же больше характерны для пожилого возраста. Сейчас число пациентов с этим диагнозом во всем мире превышает 55 миллионов человек, ежегодно оно возрастает на 10 миллионов.
Эксперты социального проекта о деменции memini обращают внимание на то, что для деменции характерны не только проблемы с памятью. Поводом для обращения к врачу – терапевту, неврологу или геронтологу должны стать и другие признаки:
- быстрая утомляемость от умственных нагрузок;
- проблемы с подбором слов и большое количество ошибок на письме;
- ухудшение бытовых навыков;
- потеря интереса к любимым занятиям;
- изменения поведения;
- пренебрежение гигиеной;
- проблемы с ориентацией во времени и пространстве.
Чем раньше человек попадет к врачу, тем больше шансов, что прогрессирование заболевания получится притормозить.
Ученые пока не знают, почему появляется болезнь Альцгеймера, но ключевым событием считается накопление в головном мозге аномальных белков, так называемых бета-амилоидных бляшек. Этот белок токсичен для тканей мозга, образование бляшек приводит к необратимому повреждению нейронов, из-за чего мозг теряет возможность работать нормально.
Свой вклад в развитие нейродегенеративных процессов вносят и сосудистые заболевания. Говоря об этом, Николай Шамалов, директор института цереброваскулярной патологии и инсульта Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России, главный внештатный невролог Минздрава, подчеркнул, что вызывать нарушения в работе головного мозга, например, сосудистый паркинсонизм и сосудистую деменцию может и инсульт, считающийся острым состоянием, и хронические нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
Пока прогноз для пациентов с разными формами деменции не слишком благоприятен – болезнь постепенно прогрессирует, разрушая личность. И, если при ранней диагностике, можно постараться затормозить развитие болезни, то поздние изменения необратимы – на этой стадии болезни человеку требуется круглосуточный присмотр и постоянная помощь.
Заметить как можно раньше
Своевременно выявлять нейродегенеративные заболевания получается не всегда. Так, например, при болезни Альцгеймера большинству пациентов диагноз ставится уже после того, когда симптомы становятся хорошо заметны даже неспециалисту.
Первые же изменения в головном мозге появляются задолго до того, как болезнь дает о себе знать. «Те 10-20 лет, которые проходят от первых изменений до появления симптомов – это то временное окно, когда стоит попробовать вмешаться в патологический процесс, чтобы остановить его или хотя бы затормозить, чтобы как можно дальше отодвинуть развитие деменции», — сказала Анна Боголепова, руководитель отдела когнитивных нарушений Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России.
Врачи считают, что проходить раннюю диагностику стоит в 50-летнем возрасте, а в некоторых случаях, например, если в семье уже есть случаи нейродегенеративных заболеваний, она может быть рекомендована и более молодым людям.
Среди современных методов ранней диагностики – подходы на основе МРТ, позволяющие оценить степень атрофии тех или иных участков головного мозга, измерить состояние и целостность проводящих путей, провести прижизненное биохимическое исследование мозга.
Другой подход – поиск и обнаружение офтальмологических маркеров, связанных с болезнью Альцгеймера, изучением которых занимаются в Федеральном центре мозга и нейротехнологий. Изменения, происходящие с сетчаткой глаза, отражают нарушения, происходящие в мозге. Заметить их и диагностировать болезнь помогает исследование всех слоев сетчатки с помощью оптической когерентной томографии.
Молекулярная диагностика – один из самых перспективных подходов. нейродегенеративные патологии по анализу крови, ожидаемо и врачами, и пациентами. Этой задачей также занимаются в России. Профессор Евгений Николаев из Центра молекулярной и клеточной биологии Сколтеха рассказал, что сейчас разрабатывается тест для выявления в образце крови молекулярных маркеров, связанных с болезнью Альцгеймера.
Остановить и обезвредить
Лечить болезнь Альцгеймера пока не научились. Наиболее перспективным считается воздействие моноклональных антител на скопление аномальных белков – бляшек, состоящих из бета-амилоида. Над созданием таких лекарств работают и в нашей стране.
Другое направление – использование для лечения коротких пептидов. Владимир Митькевич, заместитель директора Института молекулярной биологии имени Энгельгардта рассказал, что препараты на основе коротких пептидов уже успешно испытали на животных, показав, что такая терапия помогает справляться с ранними когнитивными изменениями. Эксперт уверен, что ранняя диагностика когнитивных расстройств войдет в клиническую практику уже в ближайшие 2-3 года, и к этому моменту в арсенале врачей будут прототипы работающих лекарств.
Восстановить и вернуть качество жизни
Лечение любого заболевания, в том числе и нейродегенеративного, невозможно без реабилитации, которая сегодня тоже проводится с применением инновационных технологичных устройств.
Борис Поляев, заведующий отделением медицинской̆ реабилитации пациентов с нарушением функций центральной̆ нервной системы №2 из Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России рассказал, что сегодня уже применяются системы дополненной виртуальной реальности с интегрированными модулями электроэнцелографии и миографии, созданные в рамках сотрудничества с госкорпорацией «Ростех». Их применение позволяет восстанавливать двигательную активность, нарушенную из-за заболевания, а также отслеживать активность головного мозга.
Сегодня наука развивается невероятно быстро, делая возможным то, о чем еще 10-20 лет назад можно было только мечтать. Это дает и пациентам с болезнью Альцгеймера и другими нейродегенеративными нарушениями, и их близким надежду на качественную полноценную жизнь.
Текст: Ксения Скрыпник