Тополиный пух вместо марли: фармацевты в тылу и на фронте Великой Отечественной войны

    22.06.2023
    Статьи
    2320

    22 июня 1941 года — трагическая дата в истории России, в один день перевернувшая судьбы людей и всей страны. Все сферы промышленности тогда были развернуты и подчинены решению одной задачи: «Все для фронта, все для победы». «ФармМедПром» рассказывает, как перестроилась и работала в усиленном режиме, выполняя запросы армии, фармацевтическая отрасль СССР. Порядка 17 миллионов бойцов вернулись после ранения и болезней в строй благодаря усилиям не только врачей, но и фармацевтов.

    Мобилизация отрасли

    После начала войны для снабжения фронта сложилась критическая ситуация: к концу 1941 года объем производства лекарств и медпрепаратов упал более чем на 90% по сравнению с первыми месяцами года. Заводы почти не поставляли так нужный госпиталям эфир для наркоза, стрептоцид, новокаин, йод, перевязочные материалы. Но мобилизация сил и средств позволила сделать невозможное.  

    Химико-фармацевтические предприятия в тылу и эвакуированные из прифронтовых городов, оперативно осваивали выпуск нужных лекарств, в том числе, антибактериальных сульфаниламидов. Некоторые пищевые предприятия переориентировались на производство медицинских, перевязочных материалов, а также ампульных препаратов. Мясокомбинаты организовали цеха по выпуску органотерапевтических препаратов (препараты из различных органов или тканей животных: инсулин, фибриновая пленка, адреналин, тиреоидин и др). Текстильные фабрики запустили выпуск бинтов и марли. Химпредприятия освоили изготовление морфия, адреналина, пантопона (обезболивающее — прим. ред.), кофеина и других препаратов. Даже в блокадном Ленинграде под бомбежками продолжали работать фармпредприятия. Более половины фармацевтов ушли на фронт, их должности заняли женщины и фельдшеры, которые на ходу осваивали правила приготовления лекарств в процессе работы. 

    Фармацевты в годы Великой Отечественной войны

    Мобилизация отрасли происходила очень быстро за счет титанических усилий всех сотрудников. Уже в 1942 году на Урале и в Сибири была создана восточная группа предприятий фармацевтической промышленности на базе вывезенных с Украины, из Белоруссии, Москвы и Ленинграда заводов. В экстренном порядке ряд предприятий переоснастили для выпуска лекарств. В результате объем производства медикаментов к началу 1943 года вырос почти в три раза, начались разработки новых групп препаратов, хотя и ощущалась острая нехватка кадров. Люди работали сутками, не уходя домой, а местные жители приносили им на работу еду и сменную одежду.  

    Помощь населения

    Во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили 51 фармацевтический завод, порядка 4800 аптек, и аптечных пунктов, множество лабораторий и аптечных складов. Сотни фармацевтов погибли во время бомбежек. Продолжая самоотверженно трудится сами, провизоры и фармацевты организовали взаимодействие всех звеньев, подключая к работе население. Подростки помогали разносить медпрепараты и перевязочные материалы с завода на склады и в аптеки. Студенты старших курсов были отправлены на фармфабрики, чтобы применить навыки на практике. Предприятия и аптеки работали круглосуточно.

    В разных городах в научно-исследовательских институтах ученые, ботаники и химики разрабатывали новые лекарства и искали заменители тех, которые не могли быть произведены по определенным причинам. Население страны активно помогало в сборе сырья, которое отправлялось на эвакуированные фармацевтические заводы. Благодаря труду химико-фармацевтической промышленности удалось освоить производство новых лекарств — психостимуляторов, обезболивающих и спазмолитических препаратов, а также значительно расширить номенклатуру производимых сульфаниламидов (противомикробных средств — прим. ред.).

    Открытия военного времени

    В 1942 году профессор Зинаида Ермольева и ее группа создали первые образцы пенициллина. Эта находка смогла спасти жизни тысячам считавшимся безнадежными раненых. Георгий Гаузе и Мария Бражникова выделили из огородной подмосковной почвы бактерию, которая являлась продуцентом еще более ценного, чем пенициллин, антибиотика — грамицидина С. Ученые во главе с Николаем Красильниковым использовали антибактериальные свойства леглистых почвенных грибков, или актиномицетов, для создания антибиотиков, таких как актиномицин и стрептомицин. Хотя массовое производство антибиотиков было освоено советской  промышленностью только после войны.

    Т. С. Садовников, автор книги «Фармацевты военного времени», вышедшей в 2009 году, писала что за время первых лет войны было проведено 42 заседания Комитета по использованию лекарственного сырья на тему выпуска новых лекарственных средств и лечебных препаратов и более 100 заседаний для обсуждения замены дефицитных лекарственных средств на другие. Из 42 лекарственных средств комитет разрешил применять только 19, 17 переданы для продолжения испытаний, 6 запрещены. Так, впервые были допущены к применению альбуцид (противомикробное средство для глаз), сульфодиамин (препарат для лечения свищей и абсцессов, костно-суставного туберкулеза, коклюша), натриевая соль сульфидина (применяется при ангине, пневмонии сепсисах), пенициллин, грамицидин, пихтовый бальзам и сосновое масло (ранозаживляющие средства). В целях борьбы с авитаминозом на ряде химпредприятий было налажено производство сухого концентрата витамина С из хвои. Возглавлял комиссию главный фармаколог Советской Армии М.П. Николаев. А.Г. Натрадзе обеспечивал руководство химико-фармацевтической и медицинской промышленностью, внедряя новые открытия.

    Мария Георгиевна Бражникова (1913 — 1998) — советский микробиолог, один из изобретателей грамицидина

    В сентябре 1941 года по инициативе главного хирурга Северо-Западного фронта Н.Н. Еланского была создана первая Группа службы крови. Шалиев В.Н. в годы войны разработал метод консервации и транспортировки и применения крови на различных этапах эвакуации раненых. Арапов Д.А. предложил метод стерилизации и консервации крови с помощью закиси азота. В 1943 году был разработан способ получения сухой сыворотки и плазмы крови и освоено их производство.

    Зинаида Ермольина, которую зарубежные коллеги с уважением называли «Мадам Пенициллин»

    Во время войны ученые Центрального института эпидемиологии и микробиологии (ЦИЭМ) разработали метод получения сухого дизентерийного фага, начали изготовление поливалентных антигангренозных сывороток, создали новый тип энтеральной дизентерийной вакцины. Благодаря их усилиям и налаженному производству необходимых вакцин и сывороток впервые за всю историю мировых войн удалось не допустить смертельных эпидемий чумы, холеры, оспы и других заболеваний.

    Широко использовались бактериофаги. Во время Сталинградской битвы профессор, доктор медицинских наук Зинаида Виссарионовна Ермольева использовала их в лечении холеры у советских солдат, спасла тысячи жизней и была отмечена за это Сталинской премией. Переоценить значение использования бактериофагов в военное время сложно, поскольку антибиотиков, по сути, еще не было, а бактериофаги были наиболее эффективным противомикробным средством. 

    «Все проводимые научные работы по открытию новых препаратов, кровезаменителей, изучение и применение в заводской практике лекарственных растений никак не могло быть без участия провизоров, фармацевтов, которые трудились тогда в тылу и на фронте. Их имена нам неизвестны, их нет в архивных данных, но моё поколение глубоко убеждено, что их вклад в науку огромен. Патриотизма у них хватало», — пишет Т. С. Садовникова, которая в годы войны была подростком, а повзрослев стала фармацевтом.

    Все для победы

    Сотрудники фронтовых аптек рассказывали, что работали сменами по 12-14 часов без отдыха: днем вручную готовили все лекарства и перевязочные материалы, а ночью помогали эвакуировать раненых. Иногда приходилось «изобретать» какие-то средства буквально на ходу из того, что было под рукой, лишь бы помочь раненому. В ход шли компрессы из лука и чеснока для гнойных ран, а при отсутствии марли ее заменяли обработанным тополиным пухом. Когда отключались дистилляторы, воду фильтровали через несколько слоев марли. Компоненты для лекарств отмеряли вручную.

    В войну в госпиталях и тыловых больницах работали выдающиеся медицинские и фармацевтические специалисты: 4 академика, 275 профессоров, 558 доцентов, 306 докторов и 1199 кандидатов наук. Их усилиями, в том числе, медицинская помощь в годы войны была оказана 22 миллионам больных. Есть данные, что 70% пациентов, получающих лечение в наших госпиталях, могли вернуться на службу, в то время как немецкие медики возвращали только 40% раненых.

    Огромное количество фармацевтов ушло на фронт и служили обычными солдатами и офицерами. Оставшиеся в тяжелейших условиях обеспечивали раненых лекарствами и средствами оказания помощи. Невозможно переоценить их вклад в великую победу советского народа в ВОВ!

    Заходное фото: иллюстрация из книги Т. С. Садовниковой «Фармацевты военного времени»

    Новости

    читать все
    наверх