Титан поможет: в России успешно провели импортозамещение медицинских изделий для лечения сложных переломов

06.12.2024
Статьи
737

Полный цикл производства – от исходного сырья до готовых имплантаты для восстановления костей – удалось наладить на территории России. Более того, даже хирургическое оборудование, применяемое при операциях – тоже отечественное. Это очередное направление, где удалось добиться полного технологического суверенитета.

Как удалось это сделать – в интервью порталу «Фарммедпром» рассказал генеральный директор ООО «Росатом МеталлТех» Андрей Андрианов. Он стал гостем нашей мобильной телестудии на форуме NOVAMED-2024.

Андрей Николаевич, ваша компания работаетв таком важнейшем направлении как медицинские изделия для травматологии и ортопедии. Расскажите, пожалуйста, что именно вы разрабатываете и производите?

-Да, действительно, сегодня мы реализуем проект по локализации имплантатов надкостного и внутрикостного остеосинтеза. Он необходим для помощи людям, получившим травмы разного рода происхождения. Крайне важный для страны проект. Важен он в том числе и потому, что в него включены самые современные технологии.

А где применяется ваша продукция? В какие российские клиникивы ее поставляете?

-Это все ведущие лечебно-профилактические учреждения, клиники, госпитали, больницы. Там, где есть соответствующие профили, где людям помогают в сложных ситуациях.

Скажите, а участвуют ли сами врачи в разработке и тестированииваших медицинских изделий?

-Безусловно, да. И я считаю, что именно в этом секрет успеха нашего проекта. Потому что мы прежде всего положились на рекомендации профильных специалистов, докторов, которые сегодня делают подобного рода операции. Раньше они применяли исключительно импортные материалы: и пластины для остеосинтеза при проведении операций, и инструмент. Сегодня с этим огромные проблемы в стране. Наш проект призван решить эту сложившуюся сегодня сложную ситуацию, чтобы обеспечить докторов современными пластинами и инструментом.

А как именно строится это взаимодействие при разработке изделия?

-Проект устроен так, что позволяет докторам участвовать в процессе разработки и корректировки технологии. Вместе с тем мы планируем создать целый ряд учебных центров, внутри которых будут отрабатываться технологии проведения операций. И в качестве обратной связи мы будем иметь возможность учитывать все то, что нарабатывается в ходе операции: какие-то возможные улучшения, связанные со спецификой проводимых операций. Эту обратную связь можно учесть в производимых нами изделиях через изменение технологии. Поэтому доктора – это источник информации, который нам необходим, чтобы наш продукт становился постоянно лучше и лучше.

А если посмотреть с точки зрения пациентов, есть ли у вашей компании какой-то опыт их включения в процесс создания медицинских изделий?

-Конкретно в наших изделиях подобный опыт сложно применить. Может быть, в изделиях, которые необходимы для реабилитации, надо учитывать опыт пациентов. Потому что они их пользуют, чувствуют какие-то неудобства, испытывают какой-то дискомфорт. Тут, конечно, нужно учитывать эту обратную связь.

Если же говорить именно об остеосинтезе, то тут, конечно, мнение пациента тоже важно. Но использовать его каким-то образом и привлекать к разработке технологий не очень продуктивно. У нас достаточно большой круг общения, мы работаем со всеми ведущими научно-исследовательскими институтами, клиниками, докторами. Поэтому у нас более чем достаточно информации, чтобы, на мой взгляд, учесть все нюансы, связанные с технологией и готовой продукцией.

То есть обратная связь от пациента приходит через врачей?

-Именно так. Доктор, когда проводит операцию – он видит, что необходимо изменить, чтобы дальше пациенту было комфортнее, удобнее, процесс выздоровления происходил гораздо быстрее и безболезненнее.

-Производство «Росатом Имплантат» занимается изготовлением хирургического инструмента и комплектующих. Это своего рода полный цикл. Такое есть в фарме, как мы знаем. Но в этом направлении опыт уникален для России. За счет чего вам удалось выстроить такую систему?

-Дело в том, что проект по локализации пластин для надкостного и внутрикостного остеосинтеза строится на основе ранее построенного нами полного цикла производства титановых компонентов и полуфабрикатов. Мы начинали с судостроения, кораблестроения, авиационной индустрии. И следующим этапом стало медицинское направление. Соответственно, подошли к производству пластины для остеосинтеза.

Изначально был построен реальный полный цикл, когда исходное сырье, титановая губка, производится на предприятии, теперь уже входящем в нашу структуру – это Соликамский магниевый завод. Из титановой губки на Чепецком механическом заводе, также входящем в структуру госкорпорации «Росатом», производится слиток, пруток, пластины как полуфабрикаты. И в последующем «Росатом имплантат» производит из этого материала уже конечные изделия: пластины, винты, штифты и инструмент. Поэтому это полностью замкнутый в Российской Федерации технологический цикл, что позволяет нам контролировать качество материала, производить его необходимое количество, контролировать экономику процесса.

Сегодня это действительно уникальный опыт. Даже наши ближайшие конкуренты, самые именитые, самые крупные в стране, производя слиток в Российской Федерации, отправляли его за рубеж на переработку. Он возвращался в качестве уже калиброванного прутка в Россию и из него производилось конечное медицинское изделие.

Как сейчас будут выходить из этой ситуации коллеги – мне это сложно представить. Если что, мы готовы помочь, подставить партнерское плечо и выступить поставщиком полуфабрикатов.

-Давайте коснемся другой важной темы. Сейчас активно обсуждается внедрение в медицинские решения искусственного интеллекта. Как вы считаете, какое будущее нас ждет в этой сфере? И какие подводные камни тут могут быть?

-Приход искусственного интеллекта во все высокотехнологичные отрасли, безусловно, неизбежен. Это научно-технический прогресс. И говорить, что мы его не будем применять никогда – это странно и неосмотрительно. Уже сегодня мы знаем, что в ряде случаев операции проводятся с помощью робота. Почему? Робот не устает, робот может работать бесконечное количество времени, пока условно батарейки у него в порядке.

Но, конечно, это нужно контролировать. Робот не сам придумывает методику проведения операции, реагирует на какие-то неожиданные нештатные ситуации. Потому что робот оперирует не робота, он оперирует живого человека. Каждый из нас уникален. И поэтому, конечно, нельзя какие-то жесткие шаблоны в этой части применять. Поэтому искусственный интеллект, роботизация – это всё, безусловно, наше будущее и даже где-то уже наше настоящее. Но во всем нужен разум, а разум только у человека. Поэтому без человека все равно пока никак не обойтись. И я считаю, что это будет всегда.

К замещению человеческих рук роботами, человеческого мышления искусственным интеллектом – это вопрос, к которому надо подходить аккуратно. Приведу конкретный пример из новостей. Искусственный интеллект общался с пожилым человеком. И в конце ему говорит: «Вообще, вам надо умереть. Потому что вы старенький, вы портите углеродный след, занимаете место на этой планете, вы уже никакого эффекта миру не приносите».

Полагаю, что такой «искусственный интеллект», если можно его так назвать, явно не нужен. Какой-то двоечник писал алгоритмы для него. Надо же с человеком быть аккуратным, правда? Кто его допустил к общению с обычными людьми?

Это же просто катастрофа, совершенно недопустимая ситуация.

К интеллекту нужно подходить с интеллектом.

-С умом, да.

Беседовала Ирина Грачева

Новости

читать все
наверх