Стратегия «Фарма-2030» увидит свет в конце года. Какой она будет?

03.06.2021
Статьи
4419

Первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков рассказал об основных задачах российской фармацевтической отрасли на ближайшее десятилетие, обозначенных в стратегии «Фарма-2030». Его выступление состоялось 2 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.

Заместитель министра обозначил срок, когда будет обнародована новая стратегия «Фарма-2030», – конец текущего года. Поскольку производство лекарств – многоуровневый процесс, который начинается с химического синтеза фармацевтической субстанции, вместе с программой «Фарма-2030» министерство разрабатывает еще две программы. Они будут касаться малотоннажной химии и полупродуктов. Все это также играет значимую роль в производстве лекарственных препаратов.

Пандемия коронавирусной инфекции стала настоящим испытанием на прочность для российской фармы. Стало ясно, как важны для нужд страны собственные эффективные и доступные лекарства, причем, в достаточном количестве. Но это еще не все. Для того чтобы российские лекарства имели преимущество перед зарубежными внутри страны и могли выходить на международный рынок, необходимо работать над тем, чтобы отечественная продукция стала по-настоящему  конкурентоспособной. И все это, несомненно, будет учтено в новой стратегии развития фармпроизводства.  На чем же будет фокусироваться эта программа?

Цикл полный, но разумный

Главным направлением развития российской фармпромышленности Василий Осьмаков назвал организацию производства полного цикла для стратегически значимых лекарственных препаратов. В этот перечень, который был утвержден в августе 2020 года, вошли 215 наименований. Они предназначены для лечения инфекционных, онкологических и орфанных заболеваний, инсулинозависимого сахарного диабета, ВИЧ-инфекции, гепатитов, оказания скорой и паллиативной помощи и т.д.

 «Безусловно, это должен быть разумный полный цикл», — подчеркнул Осьмаков. Он пояснил, что сейчас также идет работа над программой «Импортозамещение 2.0», и в отношении фармы министерство занимается «поиском баланса разумности» по таким категориям, как субстанции, среды, оборудование и т.д.

«Разбить стену» между наукой и промышленными предприятиями

Другой урок, которому научили 2020 год и вызванная COVID-19 экстремальная ситуация,– это сотрудничество ученых и производителей, снятие барьеров между ними. Без этого Россия не смогла бы быстро разработать собственные вакцины и наладить их производство в оптимальные сроки и в достаточном для всего населения количестве. Но останавливаться на достигнутых успехах с вакцинами не следует, нужно идти дальше в этом направлении. «Иногда возникает ощущение, что коллеги из разных организаций говорят на разных языках. И эту стенку надо пробить», — считает первый замминистра. Это будет означать и трансфер в производство новых молекул, в том числе и для инновационных препаратов, ускорение всех процессов по разработке и освоению лекарств и многое другое.

Поддерживать репутацию и получать прибыль от экспорта

Следующий пункт, на котором сосредоточится российская лекарственная отрасль – это развитие экспортного потенциала. Как известно, отечественную вакцину от коронавируса «Спутник V» сейчас одобрили более 60 стран, ее новые производства  открываются уже за рубежом, и этим нужно воспользоваться. Поэтому Минпромторг разрабатывает программы поддержки предприятий-экспортеров российских лекарств, которым будут возмещать до 80% расходов на вывод отечественного препарата на иностранный рынок. Также будут финансироваться клинические испытания наших препаратов за границей.

«20-й год дал нам репутацию игрока, который полноценно воевал с пандемией на глобальном рынке и вполне успешно это делает. А эта репутация стоит денег, у нее высокий уровень капитализации», — говорит Василий Осьмаков.

В фокусе – потребности пациентов

Однако фармпромышленность производит лекарства не для самой себя – у них всегда есть получатель – пациент. Поэтому новая стратегия развития будет обязательно учитывать потребности здравоохранения, координируя их с объемами выпуска лекарств. Разрыв между потребностями Минздрава и возможностями промышленности  — важная проблема, которую необходимо решать в первую очередь, считает заместитель министра. И тогда можно будет говорить о заключении долгосрочных контрактов с производителями, включая в перспективе федеральные офсетные соглашения – встречные обязательства производителей по организации выпуска препаратов и государства – по их закупке. Для этого необходимо решать вопросы ценообразования и возможных рисков, но это пойдет на пользу и пациентам, и производителям. «Появится возможность создавать длинные инструменты гарантирования спроса под длинные инвестиции, если получится совместная работа с Минздравом», — заключил Василий Осьмаков.

Новости

читать все
наверх