Сохранить разум: как вовремя выявить болезнь Альцгеймера, и чем ее сейчас лечат?

Бабушка путает даты, подолгу вспоминает имена внуков, разучилась готовить свое коронное блюдо. Дедушка постоянно забывает, где оставил свои вещи, стал грубым, подозрительным. Всё это – не смешные стариковские причуды и не норма. Так часто проявляется деменция – заболевание, сопровождающееся “потерей разума”. Существуют разные ее формы, самая распространенная (встречается в 70–80% случаев) – болезнь Альцгеймера, Всемирный день борьбы с которого ежегодно отмечают 21 сентября. От этого хронического заболевания невозможно полностью излечиться, и его симптомы постепенно нарастают. В конечном счете больные становятся беспомощными, и уход за ними ложится тяжелым бременем на близких.
Ученые активно работают над тем, чтобы сделать диагностику и лечение болезни Альцгеймера более эффективными, помогать больным дольше сохранять ясный ум и оставаться дееспособными. О том, что сейчас известно о причинах болезни Альцгеймера и насколько эффективно ей может противостоять современная медицина, – поговорили с заместителем директора по научной работе ФГБНУ РЦНН, директором Института мозга ФГБНУ РЦНН, заведующим кафедрой неврологии Российского университета медицины, академиком РАН, экспертом Фонда развития отечественной науки, техники и медицины (ФРОНТМЕД), д.м.н. Сергеем Николаевичем Иллариошкиным.

Насколько распространена болезнь Альцгеймера?
Болезнь Альцгеймера входит в шестерку самых распространенных и значимых возраст-зависимых заболеваний вместе с сердечно-сосудистыми и онкологическими патологиями, хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), остеопорозом и возрастной дегенерацией сетчатки.
Население многих стран «стареет». По прогнозам эта тенденция сохранится, поэтому и возраст-зависимые заболевания будут встречаться всё чаще.
Сейчас болезнью Альцгеймера страдают 0,97 % лиц в возрасте 65–74 года, 7,66 % в возрасте 75–84 лет и почти 30 % в возрасте ≥ 85 лет, т.е. с возрастом заболеваемость растет по экспоненте. В целом в современном мире различными формами деменции страдают около 55 миллионов человек. К 2050 году их число может увеличиться до 150 миллионов.
Что известно о причинах болезни Альцгеймера?
На данный момент накоплено много информации о том, что происходит в головном мозге при болезни Альцгеймера. Эти данные – как разрозненные фрагменты пазла, которые удается в некоторой степени сопоставить, но сложить полную, цельную картину пока не получается. На сегодня существует несколько гипотез патогенеза (механизма развития) заболевания:
- Амилоидная гипотеза основана на том, что в ткани головного мозга откладывается патологически измененная форма белка бета-амилоида с неправильной структурой. Возникают так называемые амилоидные бляшки, и из-за них нарушаются связи (синапсы) между нервными клетками.
- Тау-гипотеза рассматривает другой аномальный белок, который накапливается в ткани мозга – тау-белок. Его агрегаты («нейрофибриллярные клубки») нарушают транспорт веществ в нервных клетках и, как следствие, их работу.
- Холинергическая гипотеза гласит о том, что когнитивные (познавательные) способности снижаются при болезни Альцгеймера из-за нехватки медиатора ацетилхолина – одного из соединений, которое помогает передавать сигналы между нервными клетками.
- Глутаматергическая гипотеза связывает проявления болезни с повышенной активностью другого медиатора, действующего в головном мозге – глутамата (глутаминовой кислоты). Слишком высокие концентрации этого соединения приводят к чрезмерной активации рецепторов на поверхности нервных клеток и их гибели. Для этого эффекта придумали специальное название – эксайтотоксичность.
- Воспалительная гипотеза отводит важную роль хроническому воспалению в ткани головного мозга, которое с возрастом развивается в силу различных причин, в т.ч. из-за отложений аномальных белков, нарушения состава кишечной микробиоты, развивающейся в мозге локальной инсулинорезистентности.
- Гипотеза окислительного стресса гласит, что при болезни Альцгеймера нарушается работа митохондрий – “клеточных электростанций”. В итоге образуется много свободных радикалов, и они повреждают ткань мозга.
- Гипотеза нарушений аутофагии. Известно, что у молодых людей тоже образуются неправильные формы бета-амилоида и тау-белка, но у них хорошо работают системы утилизации подобного «мусора». По мере старения эти системы всё менее эффективны.
- Генетика тоже играет роль. Известно почти о сотне вариантов генов, которые в той или иной степени повышают вероятность развития заболевания. В 7-10% случаев болезнь Альцгеймера является чисто генетическим заболеванием, возникающим из-за поломок в генах, кодирующих один из трех белков: белок-предшественник амилоида, пресенилин-1 или пресенилин-2. Заподозрить наследственную деменцию можно, если ее симптомы появились рано – в 40–50 лет.
Очевидно, что все эти гипотезы не исключают, а дополняют друг друга. В теории на каждую из указанных причин можно воздействовать с помощью тех или иных лекарств. В этих направлениях и работают ученые, создающие новые препараты.
Факторы риска
Известно много факторов, способствующих развитию болезни Альцгеймера. На некоторые из них невозможно повлиять: например, нельзя изменить возраст, семейный анамнез, гены. Это так называемые неконтролируемые, или немодифицируемые, факторы риска. Но есть и множество модифицируемых, от которых можно защититься. На этом основана профилактика.
Примечание редакции. О модифицируемых факторах риска и о том, как от них защититься, мы подробно рассказывали в материале «Как не потерять разум к старости: топ-10 способов профилактики деменции».
Есть некоторые свежие данные. Например, в последние годы вышли научные работы, в которых среди факторов риска болезни Альцгеймера названо «световое загрязнение» – когда ночью работают искусственные источники освещения. Из-за них снижается продолжительность и качество сна, сбиваются циркадные ритмы, это способствует развитию нейровоспаления и снижает эффективность очистки вещества мозга от аномальных белков.
Существуют ли эффективные методы лечения?
Есть две давно известные группы препаратов, которые помогают уменьшить проявления болезни Альцгеймера, улучшить когнитивные (познавательные) функции и временно (в течение 2–3 лет) стабилизировать их: это антихолинестеразные средства и мемантин.
- Антихолинестеразные препараты препятствуют разрушению ацетилхолина.
- Мемантин не дает избытку глутаминовой кислоты повреждать нервные клетки.
За счет разных механизмов действия эти препараты можно применять одновременно. Они эффективны при легких стадиях деменции. Больше 30 лет врачи пользовались практически только ими, так как не появлялось новых лекарств.
Примечание редакции: В России препараты для лечения пациентов с болезнью Альцгеймера и другими формами деменции выпускают такие фармпроизводители, как ООО «НоваМедика», ЗАО «Канонфарма продакшн», ООО «Атолл», ЗАО «ВИФИТЕХ», ООО «Эндокринные технологии», ООО «Велфарм-М», ООО «Гротекс», НАО «Северная звезда», АО «НПО «Микроген», АО «Бинергия» и др.
Сейчас можно говорить о том, что появились так называемые препараты, влияющие на течение болезни Альцгеймера.
В середине прошлого десятилетия ученые начали разрабатывать лекарства, удаляющие бета-амилоид из ткани мозга. Такой препарат представляет собой антитело, которое проникает в головной мозг, соединяется с аномальным белком и расщепляет его, после чего он вымывается из ткани мозга.
В мире зарегистрированы два препарата из этой группы: леканемаб и донанемаб. В ближайшее время ожидается регистрация леканемаба в РФ. Исследования показали, что на самых ранних бессимптомных стадиях болезни Альцгеймера эти лекарства помогают замедлить нарастание когнитивных нарушений на 30–33%. У больного появляется шанс остаться в дееспособном состоянии на 12–15 месяцев дольше.
Примечание редакции. В России также ведутся активные разработки новых препаратов. Так, недавно мы рассказывали, как ученые из РУДН планируют использовать для борьбы с болезнью Альцгеймера везикулы (пузырьки) из вспомогательных глиальных клеток мозга. Исследователи из Института биомедицинских систем и биотехнологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) предложили препарат, который защищает нервные клетки от перегрузки кальцием. Методика уже продемонстрировала хорошие результаты на мышах. А ученые из Уральского федерального университета (УрФУ) недавно придумали, как снизить токсичность антихолинэстеразного препарата такрина, от которого ранее пришлось отказаться из-за побочных эффектов.
Как диагностировать заболевание на ранней стадии, пока нет симптомов?
Диагностировать болезнь Альцгеймера на ранней стадии помогает позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ): после введения в организм специального радиофармпрепарата ПЭТ-сканером делают снимки, на которых “подсвечиваются” участки мозга, где накапливается бета-амилоид. Другой метод диагностики – исследование уровней аномальных форм тау-белка и бета-амилоида в цереброспинальной жидкости, для чего требуется спинномозговая пункция.
В России такие исследования проводятся только в некоторых медицинских центрах Москвы. К тому же ПЭТ и спинномозговая пункция – не те процедуры, которые можно рекомендовать проходить всем здоровым людям в режиме массового скрининга.
Но болезнь Альцгеймера важно диагностировать на максимально ранней и даже «предранней» (латентной) стадии. Заболевание обычно очень долго (в среднем 20 лет) протекает без симптомов, в то время как в мозге уже накапливаются аномальные белки и запускается ряд скрытых до поры до времени патологических процессов.
В последние 2 года появились неинвазивные тесты для ранней диагностики болезни Альцгеймера, позволяющие выявлять определенную форму измененного тау-белка в крови. В мае 2025 года первый такой анализ был одобрен в США. В России также ведутся исследования биомаркеров крови, с помощью которых можно было бы проводить раннюю диагностику, но до появления этих методов в клинике необходимо подтвердить специфичность изучаемых маркеров.
Пока новые методики не внедрены в клиническую практику, каждому человеку в возрасте 45–50 лет рекомендуется раз в 2-3 года проверять свое когнитивное здоровье. В Москве и других крупных городах для этого существуют специализированные клиники памяти и центры когнитивного здоровья. Там, где таких специализированных клиник нет, можно просто найти хорошего невролога и периодически посещать его.
Врач соберет анамнез и оценит предрасположенность к заболеванию, расскажет о способах профилактики (включая рекомендации по образу жизни, питанию и т.д.), проведет когнитивные тесты, а при подозрении на те или иные когнитивные нарушения назначит необходимые исследования, направит в профильный медицинский центр. Чем раньше выявлена проблема, тем больше возможностей принять меры, чтобы как можно дольше сохранить ясный ум.
Беседовал Артем Кабанов
Фото: pitinan @ 123RF.com