Современная косметология предлагает множество способов коррекции возрастных изменений, и одним из самых востребованных методов остается инъекционная терапия на основе ботулотоксина типа А. «ФармМедПром» опросил экспертов из медицинского сообщества и фармацевтической отрасли о том, какие эстетические задачи способны решить ботулотоксины типа А, на что необходимо ориентироваться при выборе препарата врачу и пациенту, и есть ли в России конкурентоспособная замена импортной продукции.


На наши вопросы о ботулинотерапии ответили Татьяна Илешина, к. м. н., врач-дерматолог, косметолог, главный врач СК Вероника, доцент кафедры дерматологии и косметологии ЦГМА УД президента РФ, и представитель российского предприятия, коммерческий директор НПО «Микроген» Андрей Чичерин.
В сети часто можно встретить вопрос – какая разница между «ботоксом» и «ботулинотерапией». На самом деле, «ботулинотерапия» – это инъекционная косметологическая процедура, при которой в мышцы лица и шеи (чаще всего), вводят препараты на основе ботулотоксина типа А. А «ботокс» — это ставшее нарицательным название одного из первых таких зарубежных препаратов. Слово показалось таким удобным, что в народе им стали называть все «уколы красоты», как в свое время словом «ксерокс» стали называть все копировальные аппараты, а «памперсами» все подгузники.
Что может ботулинотерапия
Инъекции препаратов на основе ботулотоксина типа А используются в эстетической медицине и в неврологии. В последнем случае их назначают при различных спазмах, хронической мигрени (об этом мы рассказывали подробно в одной из наших публикаций) и при детском церебральном параличе у детей от 2 до 17 лет. В косметологии чаще всего они применяются для коррекции и профилактики мимических морщин лица и шеи, а также лечения гипергидроза (избыточного потоотделения).
Зачастую неврологи и косметологи работают вместе, так как за многими эстетическими проблемами стоят неврологические причины — блефароспазм, бруксизм, паралич лицевого нерва и другие. В таких случаях ботулотоксины не только улучшают внешний вид, но и значительно повышают качество жизни пациента.

Молодые пациенты (а у них по эстетическим показаниям такие инъекции можно применять с 18 лет) обычно желают убрать незначительные морщины и поднять брови или изменить их форму, сделать лоб абсолютно гладким или избавиться от гипергидроза. Профилактику морщин и птоза верхней трети лица начинают делать, как правило, после 25 лет, рассказывает косметолог Татьяна Илешина. С возрастом запросы несколько меняются: пациенты хотят устранить морщины, гармонизировать лицо с сохранением естественной мимики — так, чтобы об инъекциях не догадывались окружающие.
«Также всем пациентам от 40 лет я делаю инъекции в платизму (мышцы шеи – прим. ред.)», — поясняет врач. – «Платизма – мышца, старение которой нужно учитывать, чтобы избежать неудовлетворительных результатов. Дело в том, что часто пациенты в первый раз к косметологу обращаются с жалобами на провисание овала лица, а это, как правило, результат повторяющейся активности и нарастающего тонического напряжения мышц нижней трети лица. Воздействие ботулотоксином в этих зонах дает прекрасный результат».
Наиболее часто ботулинический токсин в косметологии используется для лечения и профилактики птоза верхней, средней и нижней трети лица:
- Верхняя треть лица (лоб, межбровье, область вокруг глаз)
- Средняя треть лица (крылья носа, поднятие уголков губ)
- Нижняя треть лица и шея (коррекция овала, вертикальные морщины)
Инъекции ботулотоксина типа А также дают хороший эффект в сочетании с аппаратными методиками, мезотерапией, фотоомоложением и другими процедурами. При проведении нитевого лифтинга ботулинотерапия, выполненная за две недели до него, помогает достичь более устойчивого эффекта установки нитей, говорит Татьяна Илешина.
Кстати, мужчин среди пациентов, которые прибегают к ботулинотерапии, становится все больше: они хотят устранить морщины со лба, «открыть взгляд», и чтобы коррекция выглядела максимально естественно и незаметно. Соотношение мужчин и женщин приблизительно 1:4, делится доктор.

«Самый досадный миф — о том, что если перестать делать инъекции ботулотоксина типа А (БТА), то моментально состаришься, так что лучше и не начинать, — сетует Татьяна Илешина. – Конечно, чтобы дольше сохранять мимический баланс лица, правильно делать инъекции БТА регулярно. Но на самом деле, при прекращении процедур инъекций БТА у пациентов, которым длительно проводили ботулинотерапию, лицо все равно будет выглядеть моложе».
Опыт использования российских ботулотоксинов в косметологии
Эксперты напоминают, что, выбирая препарат для ботулинотерапии, косметологи и пациенты должны обращать внимание на:
- наличие у него регистрационного удостоверения;
- использование согласно зарегистрированным показаниям и области применения;
- безопасность;
- продолжительность клинического эффекта;
- стабильность поставок и наличие препарата на рынке.
Первый российский ботулотоксин был зарегистрирован в 2012 году. Этот препарат разработан специалистами НПО «Микроген» (входит в холдинг «Нацимбио» Госкорпорации Ростех), и с 2014 года выпускается на производственной площадке в Уфе.
«У нашего предприятия большой опыт в создании иммунобиологических препаратов, в том числе в работе с ботулиническими токсинами: производство противоботулинических сывороток было освоено уфимскими специалистами в 1968 года. Накопленные знания привели к появлению первого российского препарата БТА», — поясняет Андрей Чичерин.
Ботулотоксин типа А от компании «Микроген» официально зарегистрирован как лекарственное средство, что означает, что он прошел все этапы клинических исследований и был тщательно изучен перед поступлением в гражданский оборот. Клинические исследования по применению препарата в косметологии были многоцентровыми и проводились в ведущих исследовательских центрах по всей России. Продукция НПО «Микроген» отмечена наградами, в том числе от профессионального сообщества, и применяется не только в России, но и экспортируется за рубеж.
«В своей практике я чаще всего работаю именно с ним. Мои пациенты довольны выраженным и пролонгированным эстетическим эффектом и всегда возвращаются на повторные процедуры», — говорит Татьяна Илешина.
Врачи-косметологи, которые выбирают препарат от «Микрогена», отмечают продолжительность эффекта от его применения — от 4 до 6 месяцев, а также то, что препарат хорошо сочетается с другими методами эстетической коррекции: филлерами, мезотерапией, биоревитализацией, мезонитями.
«Микроген» выпускает ботулотоксин типа А по оригинальной запатентованной технологии. Препарат подвергается трехступенчатой очистке, содержит желатин вместо человеческого альбумина в качестве стабилизатора, что минимизирует число нежелательных реакций, и проходит строгий контроль качества на всех этапах.
Препарат стабильно поставляется и доступен для врачей и пациентов за счет того, что производится в России полностью из российского сырья, а значит, не зависит от зарубежных поставок и санкций.
Отечественная разработка в области ботулинотерапии — это пример того, как российская фармацевтика создает продукты мирового уровня, которые становятся полноценной альтернативой зарубежным аналогам. Для пациентов это означает возможность получить качественную процедуру по доступной цене, а для врачей — надежный инструмент в работе как с эстетическими, так и с медицинскими проблемами.

Беседовала Александра Комарова
Фото: svitlanahulko, liudmilachernetska © 123RF.com
Реклама АО «Нацимбио»
Erid: 2SDnjd8xPBb