Реабилитация участников военных конфликтов задает тон развитию всех реабилитационных технологий. Как меняется отечественная система реабилитации в новых условиях, когда в ней особенно нуждаются участники специальной военной операции, рассказали эксперты Федерального медико-биологического агентства, Министерства здравоохранения, Министерства обороны и других ведущих медицинских и научных организаций.
Они поделились опытом на сессии «Возвращение к активной жизни: реабилитация как новый старт» на форуме «Здоровое общество», который прошел в кластере «Ломоносов» Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» при поддержке ФМБА России. Специалисты считают, что сегодня реабилитацию военных нужно воспринимать не только как восстановление организма, но и как возвращение к полноценной активной жизни. Важен комплексный подход: физическое и психическое здоровье, социальная адаптация к изменившимся условиям жизни.
Начальник кафедры физической и реабилитационной медицины Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова Министерства обороны РФ Денис Ковлен рассказал о перспективах развития российской системы реабилитации для участников СВО.
Сегодня в Вооруженных силах РФ реализуется программа комплексной реабилитации. Она включает в себя:
- медицинскую реабилитацию;
- санаторно-курортное лечение;
- протезирование;
- ортезирование;
- обеспечение другими техническими средствами реабилитации;
- профессиональную ориентацию и профессиональную переподготовку;
- трудоустройство, в том числе с продолжением военной службы;
- cоциальную реабилитацию, все виды освидетельствования.
Медицинская реабилитация построена по трехэтапной системе
Первый этап начинается уже в течение 48-72 часов после госпитализации военнослужащего, в том числе в палатах интенсивной терапии, и проводится всем участникам специальной военной операции с ранениями тяжелой, средней степени. Почти 70% составляют пациенты с повреждениями костно-мышечной системы и периферической нервной системы.
Второй этап медицинской реабилитации реализуется на специализированном коечном фонде в стационарных отделениях медицинской реабилитации. Наиболее мощные центры — Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А. В. Вишневского, Главный военный клинический госпиталь им. Н. Н. Бурденко, Центральный военный клинический госпиталь им. П. В. Мандрыка и другие госпитали. В процесс второго этапа медицинской реабилитации применяются наиболее современные технологии — как классические, так и роботизированные, с использованием виртуальной реальности, в том числе российского производства.
Третий этап медицинской реабилитации реализуется преимущественно в системе санаторно-курортного обеспечения.
Денис Ковлен отметил, что Минобороны исторически остается драйвером обеспечения современными высокотехнологичными протезами, занимается также всеми видами освидетельствования. Работа ведется совместно с Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты. Формируется уже второе поколение рекомендаций по высокотехнологичному протезированию. По сути, сейчас полностью трансформируется вся система реабилитации и протезирования не только участников СВО, но и вообще всех пациентов с травматическими и другими ампутациями конечностей.
Ряд решений принимается совместно с Министерством труда и социальной защиты в условиях совершенно новой «модели пациента». Сегодня участника СВО с ампутацией характеризует молодой возраст, высокий уровень физической подготовленности, крайне высокая мотивация к восстановлению, продолжению военной службы. Это люди, которые нуждаются в обеспечении наиболее высокофункциональными бионическими микропроцессорными протезами верхних конечностей. Поэтому вся государственная система обеспечения реабилитации, обучения пользованию техническими средствами реабилитации претерпевает трансформационные изменения. Используется весь опыт, самые современные технологии и все возможности отечественной промышленности по производству реабилитационного оборудования, чтобы опробовать и разработать протоколы реабилитации, которые позволят таких пациентов максимально возвращать к социальной жизни.
Более 60% военнослужащих после протезирования, и реабилитации назначаются на воинские должности, остаются в системе Министерства обороны, обеспечены работой. Это уровень социальной поддержки по высочайшим мировым стандартам. Таких показателей не было ни после Великой Отечественной войны, ни после Афганистана, Северного Кавказа. Такой поддержки со стороны государства в социальном плане участникам боевых действий раньше не оказывалось никогда. Сегодня есть шанс построить лучшую в мире систему реабилитации — это одна из тех задач, которая стоит перед российскими специалистами.
Генеральный директор АО «ЦИТО» Виктор Спектор рассказал о принципах комплексного подхода к высокотехнологичному протезированию и медицинской реабилитации участников СВО. «ЦИТО» — ведущий отечественный разработчик и производитель технических средств реабилитации, основной заказчик компании — Министерство обороны РФ. Поэтому подход к реабилитации разработан совместно с ведущими специалистами Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.
Для социализации пациентов важен комплексный подход к реабилитации, межведомственное взаимодействие при протезировании. Это позволяет не только быстро изготовить высокофункциональный протез, но и сформировать максимально приближенный к естественному двигательный стереотип. Кроме того, в стране должны быть высококвалифицированные специалисты, которые будут принимать пациентов. Обучение предлагается организовать на базе вузов. Виктор Спектор рассказал, что до конца года откроется 20 таких центров, но этого недостаточно, нужно гораздо больше. Он отметил, что главная цель не просто выдать протез, а выстроить вокруг пациента мероприятия, позволяющие ему получить такой уровень восстановления, который позволит вернуться к нормальной жизни. И на ⅔ это будет не медицинская задача, а социальная работа.
Цель — самостоятельность
Главный внештатный специалист по медицинской реабилитации Министерства здравоохранения РФ и ФМБА России, руководитель Научно-исследовательского центра медицинской реабилитации Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России Галина Иванова отметила, что цель медицинской реабилитации — обретение человеком самостоятельности. В этом смысле уже доказало свою эффективность использование шкалы реабилитационной маршрутизации (ШРМ), которая имеет шесть уровней:
- отсутствие значимых нарушений жизнедеятельности;
- легкое, умеренное или выраженное ограничение жизнедеятельности;
- грубое нарушение процессов жизнедеятельности;
- нарушение жизнедеятельности крайней степени тяжести.
С помощью шкалы можно проанализировать весь объем имеющихся у человека нарушений, достигнутые результаты, необходимые для восстановления ресурсы. Удобно подводить итоги: есть ли у пациента способность слышать, видеть, учить, запоминать. Эти способности описаны в международной классификации функционирования (МКФ), которая является «языком» реабилитологов. Она признана специалистами во всем мире. МКФиспользуется также для установки диагноза, формулировки цели реабилитации.
Декан факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Министерства здравоохранения РФ Юрий Зинченко отметил, что его коллеги с большим энтузиазмом восприняли использование в России международной классификации функционирования, где акцент сделан на восстановление высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи. Поскольку психологическая составляющая, ментальное состояние не менее важны, чем физическая реабилитация человека.
Адаптивный спорт для каждого
Продолжая тему активного включения в социальную жизнь, главный нештатный специалист по спортивной медицине Министерства здравоохранения РФ Борис Поляев рассказал, что в рамках российской программы реабилитации участников боевых действий и ветеранов Минздрав совместно с Паралимпийским комитетом разработал показательные передвижные стенды для восстановительных центров. Они дают возможность попробовать себя в разных видах спорта адаптивной физической культуры, паралимпийских видах спорта. Около 50% заявок от участников боевых действий — просьбы предоставить спортивный инвентарь, спортивные коляски, специальные приспособление для стрельбы из лука, пистолетов и т. д. Конечно, не все после травм могут быть паралимпийцами, но адаптивный спорт доступен, а вместе с ним приходят соревнования, командные действия, интересная другая жизнь и, соответственно, совершенно другая интеграция человека в социум.
Текст: Юлия Тарасова