Как утолить кадровый голод в фармации — отвечают эксперты

    29.09.2023
    Статьи
    4058

    Российская фармацевтическая отрасль на фоне бурного развития близка к настоящему кадровому голоду. Аналитики отмечают, что спрос на сотрудников фармспециальностей в сравнении с прошлым годом увеличился на 23-25%, в то время, как на столько же меньше становится соискателей.

    Кроме того, работодатели указывают на отсутствие практических навыков у молодых специалистов, которых приходится обучать на производстве. По мнению экспертов, для решения проблем с подготовкой кадров для отрасли, необходимо усилить профориентацию среди учеников школ, повысить престиж фармацевтических профессий, выстроить систему непрерывного образования для молодых специалистов и для преподавателей и откорректировать программы с увеличением доли практики. «ФармМедПром» собрал мнения экспертов, представителей профильных министерств, вузов и производителей по этим проблемам.

    Обсуждение проблем подготовки кадров для фармацевтической отрасли состоялась 27 сентября в рамках VIII Всероссийской GMP-конференции «GMP: надлежащее качество в современных условиях», которая проходит в Екатеринбурге.

    Спрос и предложение

    Ирина Новикова, генеральный директор GxPNews, на основе данных, представленных профильными министерствами, отметила, что проблема кадров очевидно усугубляется. По ее словам, из-за отсутствия системной аналитики трудно оценить, как выпускники распределяются внутри отрасли. Судя по контрольным цифрам, в этом году примерно 26 тысяч студентов будет обучаться по специальностям, которые относятся к фармацевтической отрасли. «Это много или мало? Хватает это для отрасли или нет?», — задала она риторический вопрос. По данным агрегаторов по трудоустройству, если сравнивать 2023 и 2022 годы, виден четко выраженный рост спроса со стороны работодателей на 22-25%. В то же время, число резюме пропорционально сократилось на 22%. Отмечается очевидный дисбаланс между спросом и предложением. Такой показатель, как hh индекс, который  соотносит уровень предложения и спроса  на рынке труда в фармотрасли равняется 2.0, а при показателе 1,9 ситуация становится критической. 

    Фармпредприятия расширяются, а кадров больше не станет

    Фрмацевтическая отрасль динамично развивается, создаются новые предприятия и новые рабочие места, но увеличения притока желающих получить фармобразования нет. «Данные по результатам сдачи ЕГЭ по профильным для нас дисциплинам: химия и биология, — устойчивый тренд на снижение в течение пяти лет. Это говорит о том, что больше в отрасли людей не будет, потому что эти экзамены — это порог входа», — поясняет Ирина Новикова. Она также обратила внимание, что сейчас образование, связанное с химией, получают пищевики, педагогические работники, фармацевты и другие, но нет прогноза, сколько из них придет в фармотрасль.«Если у нас выпуск 25-26 тысяч, то можно ожидать, что роста кадров мы не увидим», — считает она. 

    Престиж профессии

    Результаты опросов показывают, что привлекательность фармацевтической профессии снижается, сотрудники фармпредприятий не хотят, чтобы их дети работали в этой отрасли.  12-летнее исследование, проведенное Высшей школой экономики и посвященное образовательным траекториям российской молодежи, показало, что в 70% случаев решение, где учиться, принимается в семье. Ключевым фактором являются также экономические возможности семьи. Кроме того, сместилось время принятия решения о будущей профессии. Все большее число школьников хотят завершить образование после 9 класса и быстрее приобрести работу, которая позволит зарабатывать. Эта тенденция пагубна для высокотехнологичной фармотрасли, которая требует высшего образования. По экспертным оценкам, отметила Новикова, «дефицит кадров, который уже очевиден, в ближайшие 2-3 года может усилиться до 30%».

    Профориентация начинается в школе

    Очевидно, что профориентационную работу не достаточно сместить в старшие классы школы,  это требуется делать уже в начальной школе или даже в детском саду. Успешным опытом выстраивания такой системы поделилась Татьяна Вязьмина, директор по качеству ГК «Р-Фарм». Она считает важным популяризировать профильные предметы для фарминдустрии — химию, биологию, а заинтересованные предприятия должны выделять ресурсы и проводить лекции для школьников.

    Также нужно поднимать престиж фармспециальности, оказывать помощь в профориентации. Татьяна Вязьмина рассказала, что предприятие выстраивает взаимосвязанную систему: кроме школьников фармклассов, общение по предметам  продолжается со учениками во время профильных смен. «Важно развивать такие образовательные центры, как “Сириус”», — сказала она. В систему ранней подготовки специалистов для фармотрасли на «Р-Фарм» входит и проведение олимпиад, научных конференций, практик-стажировок, получение стипендий. Совместно с вузами развиваются магистерские программы, био-турниры. Взаимодействие организовано с 30 вузами. Студентам, участвующим в проектах, обеспечивается практика, а 75% — трудоустраиваются на «Р-Фарм». 

    Очень полезным эксперт считает дуальное образование в профильных колледжах, когда будущий сотрудник получает сразу две специальности, востребованные на фармпроизводстве.  

    Ситуационные центры дают навыки работы

    Обучение персонала предприятий должно продолжаться в ситуационных центрах, где специалисты получат навыки работы на производстве конкретных лекарственных средств. Ситуационные центры появляются, но их мало. «Иногда специалиста-химика ставят в тупик такие понятия, как «процент» или «сделать навеску» и даже, как правильно мыть руки. Эти ситуационные центры должны прививать и более сложные навыки, на которые производитель не должен тратить время», — считает руководитель. По ее мнению нужно шире применять опыт международной фармы, проводить мастер-классы, чемпионаты, развивать послевузовское образование.

    Ожидания и реальность

    Фармацевтическая отрасль очень нуждается в молодых специалистах, которые обладали бы опережающими компетенциями и были способны решать задачи в области обращения лекарственных средств. Работодатель ожидает, что выпускник придет в компанию и уже будет владеть практическими навыками в области разработки, производства, валидации, проектирования, информационными технологиями, системами анализа для моделирования, и другими, считает Наталья Пятигорская, заведующая кафедрой промышленной фармации Сеченовского университета, доктор фармацевтических наук, член-корреспондент РАН.

    «На самом деле, отсутствие практических навыков у выпускника и отсутствие возможности у вуза дать ему такую практику и приводит к несостоявшимся ожиданиям работодателя. Выпускники выходят из вуза без практических навыков, а потому им сложно найти работу по специальности», — считает она.

    «Практически нет такого завода, который не испытывал бы потребности в кадрах», — заметила Лилия Титова, исполнительный директор «Союза профессиональных фармацевтических организаций» (СПФО). Работодатели  ждут специалистов которые имеют компетенции в области технологии производства ЛП, в области контроля качества со знанием современного оборудования лабораторного, специалистов, которые могут развивать науку и на заводском уровне, и на более серьезном. Кадры для фармпромышленности готовят фармацевтические, технологические вузы, вузы пищевой промышленности и университеты. По ее мнению, делать акцент в подготовке специалистов только на фармвузы — это не совсем правильно, поскольку, считает она, фармвузы больше ориентированы на подготовку специалистов для аптечных учреждений. Самая большая проблема, что у вузов нет возможности дать практическую подготовку. «Невозможно подготовить специалиста для завода, если он его никогда не видел, не проходил практику и не погружался в эту тему», — отметила она.  

    Лилия Титова высказала мнение о необходимости корректировки программ по заводской технологии силами не только преподавателей вузов, но и практических специалистов,«которые покажут, что в эти программы нужно добавить, что расширить». Она привела в пример опыт Санкт-Петербургской фармакадемии и Ярославского фармкластера, в системе которого не только высшее, но и среднее образование.  

    Образование должно быть непрерывным

    Стажировки нужны не только специалистам, но и регуляторам, и преподавателям, уверена Наталья Пятигорская, поскольку существует «большой разрыв между тем, что преподают, и тем  что есть на самом деле». Необходимы центры передового опыта на базе университетов, поддержка аспирантских программ в области  научных исследований. «Что нам сегодня нужно — и вузам, и отрасли — создание прочной системы, которая бы обеспечила наличие у выпускника практических навыков, продолжающегося обучения регулятора, наличие знаний и кругозора у преподавателей», — сказала она. Пока преподаватели профильных кафедр имеют возможность повышать квалификацию, в основном, только через образовательные конференции, профильные выставки и ряд других не системных мероприятий. 

    О кураторстве фармкомпаний над вузами

    Лилия Титова также обратила внимание, что что фармкомпании чаще работают с вузами мегаполисов, в то время. как заводы строятся не в черте этих городов. «По опыту СФПО видим, что самые большие проблемы испытывают предприятия, которые открывают производственные площадки в зоне Нечерноземья, за Уралом, в Сибири. Строят суперсовременный завод, но кадры брать негде», — сказала она. По ее мнению, решению этой проблемы может способствовать создание системы кураторства фармпредприятий над вузами, которые имеют сильные кафедры заводской технологии. Тогда будет возможность проходить практику в глубинке и выше вероятность, что выпускники поедут работать на уже известное им производство.  «Тренд на то, чтобы ехать за работой существует во всем мире», — считатет она. 

    Невозможно в каждом вузе создать базу для практики мини-завод или мини-цех, поэтому нужно открывать центры подготовки, куда придут студенты, выпускники и аспиранты, которые планируют работать в промышленности. На его площадках можно сконцентрировать оборудование, мини-цех, лабораторное оборудование, где можно отрабатывать навыки. «Ресурсы не надо распылять, ресурсы нужно сконцентрировать и, более того, центр будет договариваться, где будут стажироваться студенты. Проблема стажировки очень важна», — добавила она.  

    Целевое обучение — важное звено в подготовке кадров

    Представители Минздрава и Минобразования, подводя итоги дискуссии по подготовке специалистов для фармотрасли, обратили внимание на то, что компании мало используют такой значимый механизм кадрового регулирования как целевое обучение. «Любой производитель может использовать и готовить студента с первого курса для себя, обеспечив практикой, наставничеством каждого обучающегося», но это почему-то не делается, подчеркнула Евгения Панасенко. По ее словам, Минздрав, как центр ответственности, на 2024 год увеличил долю обучающихся по целевым направлениям с 10 до 20 процентов, но этим механизмом не пользуются.  

    Как отметил Алексей Левченко, заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, «меняющиеся  условия требуют от нас быстрых решений в сфере подготовки кадров. Диалог ведем с профессиональным сообществом, поскольку именно они ставят задачи перед отраслевым образованием. Совместный диалог поможет создать некий импульс, чтобы формулировать задачи для системы образования».

    Новости

    читать все
    Спецпроект


    Опрос

    Какое лекарство вы скорее приобретете в аптеке, если не знаете конкретное название?

    Загрузка ... Загрузка ...
    наверх