Экспорт фармацевтической и медицинской продукции: поддержка беспрецедентная, но нужен диалог

13.10.2021
Статьи
1858

Продукция российской фармы и медпромышленности востребована за рубежом уже давно. Импортерами наших лекарств являются не только страны ЕАЭС и других бывших союзных республик, но и страны Латинской Америки, Африки и Азии. С Европой и США сложнее, но поставки некоторых препаратов совершаются и туда. На экспорт российских товаров медицинского назначения не повлияла даже пандемия: в 2020 году он достиг 162,9 миллиона долларов, в то время как в 2019 году он составлял лишь 114,6 миллиона.

Еще в 2009 году в разработанной на 10 лет стратегии развития фармацевтической промышленности среди задач значилась поддержка экспорта российских лекарств, а в программе «Фарма-2030» совершенствование отрасли планируется вести в том числе с помощью создания собственных уникальных продуктов и наращивании экспорта. В соответствии с программой, экспорт российских лекарств и медицинских изделий должен вырасти в разы.

Желания мало, требуется уникальность

Что побуждает производителя выйти на международный рынок? Большинство осознает: их бренд достиг высшей точки развития в России, новых целей здесь уже нет, и выход за рубеж даст толчок новому росту. Однако зачастую случается, что бренд как раз не может найти своего покупателя на родине, и производитель воспринимает международный рынок как шанс найти целевую аудиторию в другом месте. Или еще вариант: экспорт как реализация личных амбиций владельца бренда.

В каждом случае производитель имеет шансы добиться успеха, но есть определенные условия: необходимо заинтересовать рынок, найти потребителя, подчеркнуть свою уникальность, суметь приспособиться к местному рынку. И сделать это непросто, потому что мир полон интересных предложений, и придется доказывать, что ты чем-то лучше.

Несмотря на очевидные сложности, желающих покорить международный рынок в фармацевтической отрасли и медицинской промышленности немало. Какие есть способы им помочь? Об этом говорили эксперты на прошедшем недавно форуме «Биотехмед».

«Спутник V» — исключение  или первая ласточка?

Развитие экспортного потенциала — одна из главных задач Российского фонда прямых инвестиций. И один из наиболее ярких примеров деятельности РФПИ в этом направлении — продвижение российской вакцины «Спутник V» и «Спутник Лайт» на зарубежные рынки. Фонд отвечает за полную цепочку продвижения вакцины, куда входят и регистрация, и продажи, и технический трансфер производства, организованный в ряде стран.

Говорит первый заместитель Генерального директора РФПИ Анатолий Браверман: «Мы работаем в этом направлении в тесном контакте с Минпромторгом и считаем, что это первый яркий пример, когда наши уникальные разработки, подтвердившие свою конкурентоспособность в мире, стали настоящим фармацевтическим блокбастером в комбинации с инвестициями и инфраструктурой, наработанной ранее РФПИ в области международных партнерств. Вакцина доказала свою эффективность и безопасность во всех странах, где применяется. Сейчас она зарегистрирована в 70 странах, где в общей сложности проживает более 50 процентов населения Земли».

Успех несомненный. Но вакцина — действительно исключительный случай. А как быть с продукцией, которая также важна, но не столь актуальна? На экспортном пути могут возникать различные препоны. Например, различные отраслевые стандарты в разных странах. Что касается «Спутника», то большинство из 70 стран приняло решение о регистрации нашей вакцины на основании досье и данных о клинических испытаниях, проведенных в РФ. И только несколько стран дублировало испытания у себя. По мнению директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Дмитрия Галкина, это говорит о том, что наши индустриальные стандарты уже достаточно высоки, и мы значительно продвинулись в их сближении со стандартами других стран.

«Это одна из главных задач нашей стратегии, — отметил Дмитрий Галкин. —  И работа по сближению отраслевых стандартов нашей и других стран будет продолжена. Чем они ближе, тем проще производителям будет выходить на экспорт, тем активнее он будет наращиваться».

Нацпроект в помощь

Но и других проблем на пути экспортеров хватает. Помочь им призван национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Цель проекта состоит в обеспечении реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с уровнем 2020 г. 

Среди тех мер поддержки экспорта, что реализуются в рамках нацпроекта, — субсидии на транспортировку (можно получить компенсацию до 80 процентов затрат, связанных с поставкой продукции на экспорт), субсидии на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, льготное кредитование, поддержка предпринимателей по участию в выставках, финансовое обеспечение затрат на реализацию мероприятий по продвижению продукции на внешние рынки, субсидии на сертификацию продукции и многое другое.

Заместитель директора департамента лицензирования Минпромторга Евгений Пахомов также рассказал о единой системе продвижения экспорта. С одной стороны, в нее входят Минпромторг, региональные органы управления промышленностью, Российский экспортный центр, с другой — разветвленная зарубежная сеть, охватывающая несколько десятков стран, торговые представительства. Система будет помогать экспортерам искать надежных партнеров за рубежом.

Меры поддержки действительно ощутимые, но сложности остаются. Говорит руководитель представительства Российского экспортного центра (РЭЦ) в Краснодаре Владислав Есин: «В регионах есть такая проблема как низкая информированность бизнеса. Мы работаем с центрами поддержки, региональными органами исполнительной власти, проводим вебинары и семинары, но охвачены не все. Призываю предпринимателей, производителей активно интересоваться самим. На порталах Минпромторга, Минэкономразвития, РЭЦа подробно расписана каждая услуга, каждая мера поддержки!«

Кстати, именно РЭЦ является ответственным исполнителем по созданию «одного окна» для экспортеров. Множество заявок, например, по транспортировке или участию в выставках, можно подать онлайн. Уже к 2024 году система будет объединять все сервисы, связанные с экспортной деятельностью.

Чего хочет бизнес?

А что же говорит сам бизнес? Доволен ли тем, как его поддерживают?

Руководитель направления ВЭД АО «Швабе» Валентин Чугуев считает, что кое-чего не хватает: «Меры поддержки строятся на субсидировании на основе уже заключенного контракта. Мы же предлагаем субсидировать пилотные проекты. Ведь пока заказчик не потрогает и не попользуется, он не будет закупать».

Председатель совета директоров НП ЦВТ Химрар Андрей Иващенко и вовсе считает некоторые субсидии видом кредита: «Наша компания экспортирует с 1995 года, но никогда не пользовалась мерами поддержки. Поддержка требуется не когда вы вывели товар на рынок и продаете его, а когда вы только выходите на рынок. Но от вас просят гарантии будущих продаж. В этом случае я эту поддержку буду воспринимать как кредит. Лучше не брать вовсе».

По мнению А.Иващенко, РЭЦ должен поменять позицию с пассивной на активную — не ждать, когда попросят, а искать тех, у кого есть что экспортировать, и помогать персонализировано.

Президент АО «Активный Компонент» Александр Семенов предложил для стимуляции экспорта обсудить идею с финансовыми сертификатами: «В Индии, отгружая продукцию на экспорт, предприниматель имеет право на компенсацию затрат. Это можно сравнить с материнским капиталом: на руки дают не деньги, а документ, которым можно расплатиться с государством, например, закрыть налоговые платежи».

Если эти и другие идеи будут услышаны и приняты во внимание представителями Минпромторга, РЭЦа и других ведомств, ответственных за поддержку экспортеров, это пойдет на пользу не только предпринимателям, но и всему имиджу России на международном рынке фармацевтики и медицинских изделий.

Текст: Лидия Громека

Фото: iStock by Getty Images

Новости

читать все
наверх