Организаторы ежегодной встречи фарм сообщества, Trinity Events Group в преддверии 30-го Российского Фармацевтического форума им. Н.А. Семашко поговорили с президентом фармацевтической компании «Акрихин», Денисом Четвериковым и расспросили его о ситуации на отечественном рынке.
– Денис, 2022 год оказался поворотным для всей российской экономики. Каковы его итоги для фармацевтической отрасли?
Весной 2022 года на фармацевтическом рынке возник высокий спрос на лекарственные препараты. Чтобы удовлетворить потребности населения в медикаментах, нам необходимо было поддерживать увеличенный объем выпуска лекарственных средств. Наряду с другими компаниями, мы столкнулись с непредвиденными трудностями при поставке субстанций и вспомогательных компонентов. Для этого потребовалось искать замену поставщикам, в том числе и некоторых упаковочных материалов. Но проект по дупликации поставщиков мы запустили уже достаточно давно – еще до 2020 года. Это позволило нам с соблюдением высоких стандартов качества осуществить переход на новых поставщиков.
– Какие проблемы стали для отрасли особенно чувствительными? Какие задачи приходится решать компаниям и лично вам в приоритетном порядке?
Сильно усложнился процесс закупок, в частности, вопрос доставки заказов от зарубежных партнеров. Если ранее логистический цикл «заказ—поставка» по некоторым видам сырья занимал две недели, то в условиях новой реальности сроки доходят до нескольких месяцев. При этом, в разы возросла стоимость доставок. И так как привычные нам логистические маршруты дали сбой, потребовалось некоторое время для выстраивания новых стабильных связей.
На данный момент этот период уже позади: мы осуществили переход на альтернативных поставщиков в тех направлениях, где это было возможно, а также параллельно создали дополнительный резерв сырья там, где внедрение альтернативных источников занимает больше времени.
Весомой проблемой остается ситуация с запчастями и расходными материалами для производственного оборудования и лабораторий. Как правило, они в значительной степени привязаны к производителям оригинального оборудования и закупаются в европейских странах. Таким образом, возможности поиска альтернативных поставщиков запчастей для оборудования пока ограничены сильнее. Наши технические специалисты делают все возможное для устранения возникающих проблем и обеспечения быстрых и безопасных логистических поставок. В условиях повышенного спроса на лекарственные препараты для нас это один из наиболее приоритетных вопросов.
– Тема импортозамещения в фарме возникла давно, но стала особенно актуальна с введением масштабных санкций. Ваша компания к этому сценарию успела подготовиться?
Да, можно сказать, что мы успели подготовиться к импортозамещению заранее. С 2018 года «Акрихин» поэтапно осуществляет масштабную инвестиционную программу, конечной целью которой является наращивание производственных мощностей наряду с техническим оснащением производственного комплекса. За последние три года были введены в эксплуатацию несколько единиц современного промышленного оборудования, что помогло нам нарастить мощности цеха твердых лекарственных форм на 30%. Сейчас наша компания сосредоточена на увеличении мощностей выпуска мягких лекарственных форм, в особенности гормональных, поскольку мы наблюдаем устойчивый рост спроса на эту категорию препаратов и считаем ее наиболее перспективной.
– Насколько Россия обеспечивает себя препаратами отечественного производства и каков потенциал в производстве препаратов и фармсубстанций? В каких нишах он выше, на ваш взгляд?
Мы уже достаточно сильны в обеспечении пациентов отечественными препаратами – более 70%. Но хотелось бы отметить, что в основном это касается препаратов для терапии наиболее распространенных заболеваний, таких как диабет, сердечно-сосудистые, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Снабжение населения высокотехнологичными препаратами российского производства все еще остается затруднительным. На мой взгляд, главным условием для инвестиций производителя в новые разработки является наличие рынка с перспективой роста. Второе важное условие – это перечень компетенций для подобных разработок: многолетний опыт и экспертность в том или ином направлении, собственный центр по разработке лекарственных препаратов. Также необходимо учитывать риски, связанные с высокими затратами на разработку и внедрение препарата.
В основе зарождающейся стратегии разработки высокотехнологичных, инновационных продуктов российских компаний лежит создание новых молекул в современных терапевтических классах. Эти направления уже насчитывают некоторое количество инноваций, где проведены исследования и имеются доказательства в области эффективности и безопасности разработок.
Многочисленные исследования в данной области снижают риск потерпеть неудачу, но в то же время создаваемый продукт перестает обладать значительными клиническими преимуществами по сравнению с другими инновациями в этом классе. Хотя такой подход тоже имеет место быть: это доказывает опыт китайских компаний.
– «Акрихин» занимает пятое место в рейтинге российских фармацевтических производителей по объему продаж на розничном рынке. О каких цифрах идет речь и за счет чего вам удается показывать такие результаты?
Нам действительно есть чем гордиться. Наша компания существует на рынке уже более 85 лет. В портфеле – свыше 200 лекарственных препаратов из наиболее востребованных пациентами терапевтических областей. Наш производственный комплекс, расположенный в Московской области, выпускает около 100 млн упаковок препаратов в год, и около 98% этого объема предназначено именно для российских пациентов. Продукция также экспортируется в страны ЕАЭС.
Помимо этого, мы дополнительно выпускаем некоторые продукты в качестве контрактного производителя в рамках партнерства с компаниями-лидерами мировой фармацевтической индустрии. Наша команда насчитывает более 1400 сотрудников, работающих по всей стране.
– Есть ли ниши, направления разработок, где вам хотелось бы создать новые препараты? Какие сложности существуют с клиническими исследованиями и выводом инновационных препаратов?
Прежде всего, «Акрихин» – это дженериковая компания. Мы стремимся развивать лидерство в тех терапевтических областях, где уже имеем экспертизу: дерматология, кардиология, ревматология, неврология и другие. Нам интересны возможности Дженерик+, то есть вывод на рынок новых лекарственных форм и комбинаций уже существующих и востребованных препаратов. Данный подход позволяет выводить на рынок более удобные для использования пациентами препараты. Например, в 2019 году мы вывели на рынок уникальную для России форму выпуска колекальциферола – это знакомые многим растворимые таблетки Аквадетрим.
Компания продолжает активно работать в направлении комбинированных препаратов. Скоро в коммерческой доступности будут две новые комбинации с кандесартаном: Гипосарт Н (кандесартан и гипохлортиазид) и Гипосарт А (кандесартан и амлодипин).
Для нас крайне важно внедрение новых технологий на производственной площадке. Среди последних наших приобретений – новый компактор для производства, который отвечает самым высоким требованиям и стандартам оборудования фармацевтической промышленности. Благодаря такому оборудованию мы можем использовать самые современные технологии при разработке новых препаратов.
Если переходить к сложностям с клиническими исследованиями, отмечу, что в основном они связаны с закупкой референтных образцов, а именно – оригинальных препаратов. Их закупка сейчас сильно затруднена по причине нарушений логистических цепочек, как следствие, стоимость сильно возросла.
– Если говорить о взаимоотношениях «производитель – дистрибьютор – розничное звено» – в чем секрет эффективной коммуникации в сложных экономических условиях? Какие пожелания у вас, как у производителя, есть к другим звеньям этой цепочки?
2022 год еще раз показал важность необходимости регулярного и эффективного диалога между всеми участниками цепи. Мы все должны быть более открытыми, обсуждать не только текущие проблемы, но и смотреть в будущее, совместно разрабатывая «правила» взаимодействия. Установка всеми принятых правил, таких как совместное управление товарными запасами, взаимные финансовые гарантии и прозрачность данных, значительно помогут и облегчат коммуникацию в текущих условиях. Эта связка должна быть наиболее прочной, чтобы быстро реагировать на любые изменения.
– Какие задачи вы ставите в 2023 году перед вашей командой? К каким результатам хотелось бы прийти?
2022 был непростой год, год больших перемен с высокой степенью непредсказуемости. Но, несмотря на внешние условия, «Акрихин» показал свою стабильность – компания занимает прочную и устойчивую позицию на рынке, достигнув достойных финансовых и коммерческих результатов. В 2023 году мы делаем фокус на устойчивость бизнеса. Она будет поддерживаться за счет повышения операционной эффективности и новых стратегических инициатив.
– Какое пожелание и напутствие у вас есть для коллег? Как добиться стабильности и эффективного сотрудничества, согласия между крупнейшими производителями?
В стремлении выпускать новые продукты и максимизировать прибыль не забывать о самой главной нашей задаче – заботе о людях. Если производители будут фокусироваться на том, чтобы приносить еще большую пользу пациентам, мы сможем добиться самых высоких результатов.