Сегодня купить в интернете с доставкой можно почти все, включая лекарства, которые отпускаются без рецепта. Останется ли место у обычных аптек рядом с гигантами интернет-торговли, захватывающими фармрынок, и как все это скажется на пациентах получающих лекарства? Об этом рассуждали представители всех сторон процесса в рамках Российского фармацевтического форума, который состоялся в Санкт-Петербурге 12-13 мая.
Все должны играть по одним правилам
Исполнительный Директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева выразила общее мнение традиционной фармрозницы, что у всех участников рынка должны быть абсолютно равные условия вхождения в него. «Законодательство Российской Федерации должно обеспечивать абсолютно равные права для всех действующих участников, для всех желающих, будущих и потенциальных участников, которые войдут в систему розничного сегмента фармрынка, — считает она, — Выполнять все правила по лицензированию – это справедливый подход. Лекарства должны навсегда оставаться за аптечной организацией. А с точки зрения новых технологий, они должны быть на благо, но в первую очередь – следует учитывать интересы пациента и ответственность перед ним. Мы должны дать ему гарантии качества лекарственных препаратов, качества фармацевтической помощи. И эти гарантии допустимы и возможны только при соблюдении всеми норм законодательства РФ».
Также она напомнила, что люди высоко ценят профессионализм фармацевтических работников и их консультирование.
Не идти против эволюции
Вице-президент ПАО «Сбербанк» и руководитель индустрии здравоохранения Юрий Крестинский, напротив, считает, что развитие информационных технологий и логистики приведет к тому, что превалировать будут новые формы продажи и доставки. По его мнению, это неизбежно, и лекарства не станут исключением, конечно, при условии соблюдения безопасности их продажи, что должно наложить определенные требования на нормативно-правовую базу. «Мы являемся частью эволюционного процесса. Противостоять естественным процессам – плохая затея», — подчеркнул он, добавив, что всем участникам следует подумать о том, как извлечь из них пользу.
Напомним, что с недавних пор компания СБЕР подключилась к продаже и доставке лекарств, заключив сделку с «Р-Фарм» по приобретению 45% доли в сервисе интернет-торговли лекарствами. В результат появилась экосистема СБЕР Банка – СБЕР ЕАптека, включающая интернет-аптеку, высокотехнологичный сервис с системой персональных рекомендаций и т.д.
Выиграть битву за потребителя
Генеральный директор аптечной сети АСНА Александр Шишкин не разделяет опасений, что правильно обращаться с лекарствами умеют только в аптеках. «Аптечный товар – самый стандартизованный товар в мире. Поэтому он самый подготовленный для коммерции – имеет стоимость, занимает мало места и т.д. В любом случае сейчас идет война за потребителя. Тот, кто будет владеть потребителем, данными, знаниями о нем, тот и выиграет», — считает он.
Если сравнить объемы аптечного рынка и интернет-торговли, станет понятно, что «бодаться» нет смысла, потому что во главе угла потребитель, а значит, – потребительская корзина. По мнению Александра Шишкина, самое значимое место в ней, не по деньгам, но по структуре, занимают лекарства. Они больше всего подготовлены к любому виду продажи. И поэтому, кто будет владеть потребителем, тот и направит поток, куда ему нужно, считает директор АСНА.
Маркетплейсы не враги аптекам
Руководитель фармацевтического направления «Яндекс.Маркет» Максим Агарев напомнил о необходимости разграничения между интернет аптеками, которые уже забирают потребителя у традиционных аптек, оказывая услуги бронирования и доставки, и маркетплейсами (торговыми площадками). «По факту, маркетплейс – это не продающая организация, а вспомогательная инфраструктура для входа в онлайн тех, у кого ее нет. Это то, что дает возможность малым организациям конкурировать с большими игроками», — отметил он.
Компания «Яндекс» также заинтересована в продаже лекарств, один из ее проектов «Яндекс.Лавка» уже получил лицензию на фармацевтическую деятельность.
С этой точкой зрения согласен также менеджер проекта vseapteki.ru компании Mail.Ru Group Александр Котляров. «Подключение к интернет-сервису подходит всем, — говорит он, — Это не конкуренция, а партнерство».
То же самое можно сказать про сотрудничество с AliExpress. Недавно «Все аптеки» стали российским партнером компании по лекарственным товарам. Александр Котляров подтвердил, что новый сервис работает только с российскими организациями и ритейлерами. «Речь здесь не идет о товарах из Китая, это точно такое же бронирование в аптеках», — уточнил он.
Объединить усилия для наилучшего сервиса
Идеальный выход для всех предложила директор подразделения безрецептурных препаратов Компании IPSEN Анастасия Чернусова. Она обратила внимание, что и производители, и ритейлеры, одним словом — все, уже выстраивают экосистемы, которые позволяют получать не просто продукт, а сервис для пациентов. «Экосистемы должны быть более взаимосвязаны. У всех есть свои данные, но в разных местах. Но будущее за системой, где пациент реально получит дополнительный сервис. Онлайн-аптеки, какой бы ни был у них юридический статус, являются еще одной точкой продажи. Лекарства нельзя покупать бездумно, как продукты по акции. Фармацевты и консультирование все равно нужны. Надо подумать, как отстроить систему, где мы можем сделать дополнительный сервис для пациентов, и для компаний», — отметила она. Общение и консультация – это сильные стороны традиционных аптек. При интернет-заказах этого, как правило, нет — покупатель просто нажимает на кнопку. Но осуществить это достаточно легко технически. Горячие линии есть у всех, существует и пациентская поддержка, и услуга записи на прием, но пока все находится в разных местах. И объединив все услуги в рамках общей большой экосистемы, можно стать победителем в новых условиях. Это позволит и получить прибыль, и удовлетворить нужды покупателя, резюмировала Анастасия Чернусова.
Автор: Екатерина Янкевич
Фото: iStock by Getty Images