Большой брат от фармы: как RWD и RWE помогают контролировать и улучшать лекарства после регистрации

05.11.2024
Статьи
805

Прежде чем новое лекарство будет зарегистрировано и попадет в аптеки, его тщательно проверяют в клинических исследованиях (КИ). Но клинические исследования – не единственный способ проверять эффективность и безопасность лекарственных препаратов. В последние годы среди специалистов в области фармации (так называют совокупность всех наук о создании, производстве, хранении, отпуске, маркетинге и безопасности лекарств) всё чаще звучат аббревиатуры RWD и RWE. О том, что это такое и чем может быть полезно, мы поговорили с руководителем медицинского отдела фармацевтической компании «Биннофарм Групп» Натальей Олиферук.

Клинические исследования, почему их может быть не достаточно?

Наталья Олиферук, руководитель медицинского отдела фармацевтической компании «Биннофарм Групп»

Чаще всего для проверки новых лекарственных средств прибегают к рандомизированному контролируемому клиническому исследованию с двойным ослеплением – это когда набирают нужное число участников (добровольцев или людей с определенным заболеванием), делят их случайным образом на две (или несколько) группы и одним дают новое лекарство, а другим – плацебо или классические препараты. Для того, чтобы минимизировать вероятность ошибок и предвзятых выводов, ни пациенты, ни даже лечащий врач до конца испытаний не знают, что именно получает каждый из пациентов.

О том, что происходит во время клинических исследований, мы подробно рассказывали в материале «Стоит ли участвовать в клинических исследованиях новых лекарств, как туда попасть и что там будет происходить».

Почему же ученым, производителям препаратов и регулирующим органам не хватает одних только клинических исследований, и нужно придумывать что-то еще?

На это есть целый ряд причин:

  • В клиническое исследование можно набрать много участников, но их число всё равно ограничено. Поэтому есть немалая вероятность упустить некоторую важную информацию, например, об очень редких нежелательных эффектах.
  • Участников для клинических исследований подбирают по определенным критериям. В мире людей очень много и все они очень разные. В исследование могли не попасть, например, пациенты с определенными сопутствующими заболеваниями.
  • За участниками клинических исследований устанавливают тщательное наблюдение. Купив препарат в аптеке по назначению врача или по собственной инициативе, люди могут применять его не по показаниям (off-label – «вне инструкции»), не соблюдать схему лечения, не проходить необходимые обследования. Это будет иметь определенные последствия, и их важно изучать.
  • Во время клинических испытаний невозможно учесть все показатели. А среди них могут оказаться важные для пациентов. Например, исследователи оценивают выздоровление по уменьшению боли и снижению уровня маркеров воспаления в крови, а для больного человека важнее максимальная свобода движений, в то время как боль он может «глушить» и другими лекарствами.
  • С редкими заболеваниями ситуация самая сложная: участников для клинического исследования придется набирать долго, и всё равно их будет очень мало.
  • Такие методики, как клеточная, генная терапия, фаготерапия часто вообще оказываются за рамками классической парадигмы клинических исследований, потому что препарат или биомедицинский продукт приходится готовить для каждого пациента персонально.

Всё это заставляет представителей фармкомпаний и других организаций отправляться за недостающей информацией «в поля».

Что такое RWD и RWE?

В разных странах у этих терминов есть свои официальные определения. В России они были введены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 36 «О внесении изменений в Правила регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения».

RWD – аббревиатура от real-world data, в русифицированном варианте «данные реальной клинической практики». Так называют «данные, относящиеся к состоянию здоровья пациента и (или) к процессу оказания медицинской помощи, полученные из различных источников».

RWE real-world evidence, или «доказательства, полученные на основе данных реальной клинической практики». Они определяются как «клинические доказательства в отношении применения и потенциальной пользы или риска применения лекарственного препарата, полученные на основе сбора и анализа данных реальной клинической практики».

Если объяснять простыми словами, то RWD – это информация, которую получают о пациентах врачи, ученые, представители фармкомпаний и регулирующих органов. А RWE – это выводы, которые делают из полученной информации. Можно сказать, что RWD и RWE – части одного процесса.

На самом деле определений в официальных документах и научной литературе довольно много. Иногда термины RWD и RWE употребляют по отношению вообще ко всем данным, полученным вне клинических исследований.

«Биннофарм Групп» – практик в области исследований реальной клинической практики (RWE) и данных реальной практики (RWD). За последние два года более 15 тысяч пациентов стали участниками наших исследований. Это подчеркивает нашу приверженность к получению актуальных и значимых данных для клинической практики и в целом дает возможность следить за тем, как развивается направление RWD/RWE-исследований в России. Наши усилия сосредоточены на ключевых областях, таких как гастроэнтерология, острые респираторные инфекции, флебология, хирургия и некоторые другие. Важно отметить, что каждое из проводимых исследований направлено на решение актуальных вопросов в этих терапевтических областях. Мы стремимся к тому, чтобы наши исследования были оригинальными и инновационными, внося вклад в развитие знаний и практики в медицине».

Наталья Олиферук

Где можно собирать данные о пациентах и препаратах?

Источников данных много, и их список постоянно расширяется. Информацию можно получать из медицинских карт пациентов, результатов наблюдательных исследований, баз данных аптек и страховых компаний, всевозможных реестров и регистров.

Клиники имеют право собирать данные пациентов, но при этом должны придерживаться некоторых правил, прописанных в Федеральных законах N 152-ФЗ «О персональных данных», N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и Правилах надлежащей клинической практики. 

Большие возможности дают цифровые технологии. «Слежкой» за посетителями веб-сайтов и социальных сетей можно заниматься не только для того, чтобы вовремя «подбрасывать» релевантную рекламу, но и чтобы собирать важную медицинскую информацию. Передавать данные врачам могут носимые устройства («умные» часы, браслеты, фитнес-трекеры и пр.), смартфоны.

Любой человек, столкнувшись с нежелательными явлениями во время приема препарата, может сообщить о них производителю. Во-первых, для этого на сайтах фармкомпаний есть специальные страницы по фармаконадзору и формы обратной связи. Во-вторых, в инструкциях к препаратам всегда указаны контактные данные (и это лишь один из многих поводов читать листки-вкладыши в коробочках с лекарствами). Можно обратиться сразу в Росздравнадзор. Если лекарство не действует, как указано в инструкции, или вызывает нежелательные явления, то пациент вправе потребовать от врача заполнить и отправить соответствующее извещение в рамках фармаконадзора.

Любой человек, столкнувшись с нежелательными явлениями во время приема препарата, может сообщить о них производителю — сам или с помощью своего лечащего врача. Можно таже обратиться в Росздравнадзор

В последнее время всё активнее используются новые источники данных, такие как:

  • геномика и, в частности, фармакогеномика – наука о том, как индивидуальные генетически обусловленные особенности организма влияют на эффекты и переносимость лекарственных препаратов;
  • микробиомика – наука о микробиоме, его составе, геноме, взаимодействиях с организмом человека, влиянии на развитие заболеваний и эффективность лекарств;
  • омиксные технологии – совокупность всех наук, изучающих геном и его влияние на индивидуальные особенности организма: геномики, протеомики (изучение совокупности белков), транскриптомики (изучение совокупности молекул РНК, с помощью которых синтезируются белки), метаболомики (изучение метаболизма – обмена веществ);
  • технологии на основе искусственного интеллекта помогают обрабатывать большие массивы собранной информации и упорядочивать разнородные данные из разных источников.

Для чего используют данные из реальной практики?

RWD и RWE можно использовать для решения широкого спектра задач, в том числе:

  • оценить эффективность и безопасность лекарственного препарата у большого количества людей в повседневной практике
  • отслеживать безопасность лекарств после их выхода на рынок;
  • выявлять некоторые особенности действия препаратов, редкие побочные эффекты и вносить изменения в инструкции по применению;
  • получать данные, которые помогают планировать клинические исследования;
  • принимать решения на разных уровнях, в том числе нормативные и регуляторные.

На данный момент нет единых четких руководств по поводу того, как проводить исследования с применением данных из реальной практики, и как, опираясь на эти данные, принимать те или иные решения. В разных странах есть некоторые документы и проекты документов, реализуются инициативы, предлагаются различные решения и методики.

На территории Евразийского экономического союза в 2022 году был одобрен проект Концепции развития подходов к сбору, анализу и использованию данных реальной клинической практики. Этот документ составлен с учетом опыта Евросоюза, Японии, Китая, США, стран Южной Америки. В настоящее время разрабатывается Руководство по общим подходам к получению, анализу и использованию данных реальной клинической практики в жизненном цикле лекарственного препарата.

В России в последние 10–15 лет исследования с применением RWD и RWE активно развиваются. В первую очередь этому способствуют фармацевтические компании и научно-медицинские учреждения.

Пока еще с RWD и RWE сохраняется немало сложностей. Помимо пробелов в законодательстве, это и вопросы этики и конфиденциальности, и неоднородность и противоречивость данных из разных источников, и необходимость в соответствующих мощностях для хранения и обработки информации. Тем не менее это направление стремительно развивается.

«Для фармацевтических компаний такие исследования не только дают возможность дополнительного изучения препаратов, но работают на репутацию компании, подтверждая ответственный подход к своему портфелю.  Результаты исследований «Биннофарм Групп» активно представляются на ведущих национальных и европейских конгрессах, что служит дополнительным подтверждением нашей репутации как производителя лекарственных средств мирового уровня. Мы гордимся тем, что можем вносить вклад в развитие медицинской науки и практики, обеспечивая врачей и пациентов надежными данными для принятия обоснованных решений. Мы продолжаем стремиться к совершенству в области исследований и разработки новых лекарственных средств, и мы уверены, что наши усилия принесут значимые результаты для пациентов и профессионального сообщества в целом. Практика RWD/RWE-исследований – незаменимый помощник в достижении этой цели».

Наталья Олиферук

На данный момент даже есть примеры лекарственных препаратов, зарегистрированных по новым показаниям на основе RWD/RWE.

Так, в середине 2021 года FDA (управление по контролю и регистрации лекарств в США) сообщило на своем сайте, что одобрило для ранее зарегистрированного препарата такролимус новое показание, принятое не по результатам классического рандомизированного клинического исследования с двойным ослеплением и плацебо-контролем, а на основе RWD. Такролимус был одобрен для людей после трансплантации легкого для профилактики отторжения донорского органа. 

Есть и другие примеры лекарственных молекул, при регистрации которых в качестве лекарств в FDA и EMA (Европейское агентство лекарственных средств) были приняты во внимание исследования на основе RWD/RWE. Это такие препараты, как палбоциклиб (palbociclib), тофацитиниб (tofacitinib) и ряд других.

RDW и RWE уже прочно зарекомендовали себя как хорошее дополнение, а в некоторых случаях и альтернатива классическим клиническим исследованиям. Несомненно, это направление продолжит развиваться и откроет широкие возможности как для ученых, так и для практикующих врачей и других специалистов. Конечно же, выиграют от этого и пациенты – конечные потребители лекарственных препаратов.

Текст: Артем Кабанов

Фото: iStock.com

Новости

читать все
наверх