Алексей Мутин: «Надо понять, что той жизни, которая была до инвалидности, больше не будет. Но будет другая»

Иногда судьба лишает человека чего-то, чтобы он мог обрести некую особую силу. Герой нашего интервью Алексей Мутин в детстве потерял обе руки, но смог найти в себе силы протянуть руку помощи другим людям с инвалидностью, возвращая им желание жить и радоваться. Алексей рассказал нам, что помогло ему в этом, и дал несколько советов тем, кому пришлось столкнуться с инвалидностью совсем недавно.
Алексей Мутин потерял обе руки в результате электротравмы в неполные 12 лет. Но не сдался и не стал затворником, хотя первое время после трагедии отказывался даже выходить на улицу. Алексей получил два образования, 10 лет занимался частной юридической практикой, добился определенных успехов в спорте, был директором Благотворительного фонда, который оказывал помощь в приобретении дорогостоящих протезов, а теперь возглавляет Межрегиональную общественную организацию помощи инвалидам «Стирая границы» и является амбассадором российской протезно-ортопедической компании «МЕТИЗ».
В нашей стране долгое время, и зачастую до сих пор, принято скрывать свои болезни, недостатки или инвалидность. Было ли у Вас желание скрывать свою особенность и пришлось ли Вам что-то преодолевать, чтобы ничего не стесняться и говорить с миром открыто?
Я считаю, что никто не должен сидеть дома и запираться — ни по причине инвалидности, ни по каким-либо другим причинам. Человек, в принципе, животное социальное, и независимо от того, какие у него ограничения, всегда можно найти выход, найти способ для самореализации. Это я могу сказать и по своему примеру, и по примеру людей, которые участвуют в наших мероприятиях.
Вот сейчас мы (общественная организация «Стирая границы») провели инклюзивный сплав на каяках, где было больше восьми человек колясочников. Все выбрались, приехали, кто с ампутациями, кто парализованный, кто с ДЦП. Они нашли в себе силы добраться до точки сбора, откуда уже, конечно, наши волонтеры и команда помогли им совершить это прекрасное переключение.

Когда я был ребёнком, очень не любил, чтобы на меня смотрели, когда я использую протезы, а тогда их еще и не было нормальных. Очень тяжело, когда ты чувствуешь себя ограниченным, инвалидом в худшем понимании этого слова.
Но если проработать принятие себя и тех жизненных условий, в которых ты находишься, то это отпускает и становится неважно. Это уже проблема других людей, что они про тебя думают. Ты просто живёшь. Надо жить самому и давать жить другим. Вот и всё.
Чтобы принять себя, нужно время. Иногда, помимо времени, и квалифицированная психологическая помощь, чтобы ускорить этот процесс.
У меня, например, он занял довольно долгое время. Когда я выписался из больницы, я думал, что больше никогда не пойду на улицу, не буду заниматься какими-то делами. «У меня нет двух рук. У меня лицо обезображено шрамами. Я буду сидеть дома. И никому я не нужен». Вот такое было в голове. Но я с этим справился.

Слабость всех иногда посещает. Но потом ты прорабатываешь это. Сейчас я могу спокойно выйти на улицу даже без протезов. Ну, кто-то смотрит — пускай смотрит. Это их проблема, не моя. А запираться — это не выход. Миссия нашей организации «Стирая границы» — поддерживать и помогать находить то, что тебя цепляет, зажигает, и заниматься этим. Тот, кто не хочет, придумает причины. Тот, кто хочет, придумает возможности. Я в это верю.
Как вы считаете, обязательно у человека с инвалидностью должно быть какое-то увлечение или спорт, что нужно делать как бы наперекор судьбе, чтобы жить полной жизнью?
Я не знаю, обязательно это или нет. Могу только из своего опыта сказать, что мне спорт очень помог. Когда ты ограничен в чем-то, очень поднимает дух достижение каких-то целей и результатов. Плюс спорт помогает поддерживать себя в хорошей физической форме. Это не только человеку с инвалидностью, любому всегда полезно и хорошо.

Фото с сайта «Стирая границы»
Спорт много раз поднимал мне моральный дух. Когда что-то не складывается, ты идёшь в спортзал, час-два тренируешься, и на это время у тебя нет никаких проблем и суеты, которые преследуют тебя в жизни. Ты просто выполняешь свою спортивную программу. Это очень помогает беречь свой ментальный ресурс и способствует выработке здорового дофамина, который появляется у нас как раз благодаря каким-то достижениям.
Мне в свое время помог тренер по ушу, с которым я занимался, пока учился в колледже. Помогла эта спортивная атмосфера, атмосфера команды в спортзале, ребята, с которыми мы общались и проводили тренировки. Сейчас меня всегда поддерживает бег. Бег очень хорош тем, что ты в первую очередь соревнуешься с самим собой. То есть, основная цель — стать лучше, чем ты был вчера.
Поэтому, отвечая на вопрос, скажу — каждый для себя это решает, обязательно или нет. Но именно эти увлечения помогают не сломаться духом. Даже в самых сложных ситуациях.
Дайте, пожалуйста, совет тем, кому пришлось столкнуться с необходимостью пользоваться коляской или протезами недавно. Что делать, если они встречаются с негативом/ повышенным вниманием / жалостью?
Первый и самый важный совет: надо понять и принять, что той жизни, которая была до наступления инвалидности, больше не будет. Чем быстрее человек это примет, тем быстрее пойдёт процесс реабилитации и социальной адаптации.
Той жизни больше не будет. Но будет другая — не хуже или лучше. Просто другая. Надо это принять и действовать уже в соответствии с этим пониманием.

С вершины прожитых лет мне, конечно, проще говорить о назойливом внимании — «не обращай ты на них внимания». Но когда человек только столкнулся с инвалидностью, эти слова его не зацепят. Он будет всегда думать, что у него особая ситуация.
Как говорится, все счастливые люди счастливы одинаково. А несчастен каждый по-своему. С инвалидностью то же самое. У каждого своя ситуация, свои, скажем так, камни, о которые приходится спотыкаться.
Я для себя понял, что надо сделать так, чтобы люди смотрели на инвалидность через призму твоей личности, а не на твою личность через призму инвалидности. Это очень важно.
Как это сделать? Надо искать способ.
Некоторые реализуют себя в профессии. Я, например, много лет занимался юридической практикой. Люди, работающие в суде, – профессионалы, и когда ты пришел в суд реализовывать свои профессиональные качества, они также воспринимают и тебя и не будут относиться из-за инвалидности по-другому. Также можно стать, скажем, спортсменом или найти себе занятие в социальной сфере. Надо просто начать что-то делать и делать это хорошо.
Важно и окружение. В моей практике были люди с инвалидностью, которые старались держаться ближе к здоровым и не принимать на свой счет термин «инвалид». Очень многих людей с инвалидностью обижает это слово. Для них это означает «немощный», «убогий». А они себя такими не признают, да и кто себя таким готов признать?..
И тут мы, как и во многих других вопросах, связанных с инвалидностью, возвращаемся к теме самопринятия. Да это не только с инвалидностью, — везде так.
Второй по значимости совет после самопринятия — пообщаться с другими людьми с подобной проблемой. Мне в своё время помог именно выход в общество других людей с инвалидностью. Надо пообщаться с теми, кто имеет схожий опыт проживания тех или иных моментов именно на пути инвалидности.
Общаясь с ними ты понимаешь, что те же самые проблемы и вопросы, которые сидят у тебя в голове, есть и у других людей. Но может быть, кто-то из них уже нашел на них ответ. И может быть, этот ответ, даже если он не подойдет к твоей ситуации, натолкнет тебя на свои ответы.
Как вы воспринимаете свои протезы — как продолжение себя, инородное, но необходимое тело или как-то иначе? Как вы относитесь к ним?
Свои протезы я воспринимаю в первую очередь как помощников. Наверное, можно сказать, что это моя кибернетическая рука, особенно если речь идет о современных протезах от компании «МЕТИЗ», которыми я пользуюсь. Но я очень давно с протезами, я не помню, как было по-другому, с руками.
Я хочу, чтобы они были красивыми. Потому что когда у тебя пластиковая рука, как у манекена, то тебя и воспринимают как человека с пластиковой рукой. А когда у тебя современный протез, который имеет множество различных функций, на тебя смотрят уже не как на человека с инвалидностью, а с интересом — как на обладателя классного протеза. Отношение совсем другое.
Вы являетесь амбассадором компании «МЕТИЗ». Почему выбрали именно ее для сотрудничества?
Протезы и модули для протезов — это жизненно важные компоненты реабилитации людей с инвалидностью. Я думаю, что жизненно важные вещи надо делать у нас и не полагаться на Запад или на какую-то другую страну. Компания «МЕТИЗ» как раз этим и занимается и помогает людям вставать на ноги, получать новые руки.

Кроме того, мне близка по духу эта компания. Там работает много удивительных людей, которые занимаются этой деятельностью не за деньги, а именно с идеей – идеей помогать, восстанавливаться. Это очень важно.
Компания «МЕТИЗ», основанная в 1999 году, — российское предприятие, которое осуществляет полный цикл протезирования конечностей: от разработки и производства собственных модулей до изготовления протезов под индивидуальные параметры пациента с последующей реабилитационной программой. «МЕТИЗ» производит протезные модули для всех категорий пациентов с разным весом и разным уровнем физической активности: углепластиковые стопы (в том числе влагостойкие); коленные модули: полицентрические, пневматические, гидравлические (в том числе влагостойкие); многофункциональные бионические протезы кистей; адаптеры. Протезы МЕТИЗ поставляются в 47 стран мира и почти на все континенты.
Увидеть продукцию компании и познакомиться с Алексеем Мутиным лично можно на выставке, которая пройдет в Москве 10-11 июля рамках X Национального форума реабилитационной индустрии и универсального дизайна «Надежда на технологии». Форум будет посвящен развитию реабилитационной индустрии в России, а на выставке покажут комплексные решения для создания доступной среды, современные технологии для людей с инвалидностью и иных маломобильных групп населения.
Беседовала Александра Комарова
Фото: компания «Метиз», Общественная организация «Стирая границы», личный архив Алексея Мутина