На недавно завершившемся в Санкт-Петербурге ежегодном Евразийском Женском Форуме обсуждали, в частности, важнейшую роль женщин в поддержании здоровья и благополучия всего общества. Именно женщины принимают решения на тему выбора лечебного учреждения, врачей и даже иногда методов лечения, не только для себя, но и для своих близких. Увы, при довольно высоком уровне осведомленности о важности сохранения здоровья, лишь 40% представительниц прекрасного пола регулярно посещают врачей и считают такие визиты действенным способом профилактики тех или иных заболеваний. Что же нужно сделать, чтобы стимулировать заботу женщин о собственном здоровье в первую очередь? Об этом говорили представили медицинских и фармацевтических компаний и другие эксперты на сессии «Современные технологии в здравоохранении».
В дискуссии приняли участие Директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации Оксана Драпкина, Президент группы компаний «Медси» Елена Брусилова, Руководитель направления «Женское здоровье» дивизиона Pharmaceuticals компании Bayer Мария Булгакова, Президент и исполнительный директор ООО «ДЖИИ Хэлскеа» Елена Легезина, Генеральный директор «Джонсон и Джонсон» Екатерина Погодина, Советник генерального директора АО «Русатом Хэлскеа» Ирина Свято, Генеральный директор компании Condair Russia Ирина Бернштейн, Директор научно-образовательного центра «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации Дмитрий Шаменков. Модератором встречи стала Генеральный директор АО «Русатом Хэлскеа» Наталья Комарова.
Поскольку женщины склонны воспринимать мир через чувства и обладают высокоразвитым эмоциональным интеллектом, на передний план для них выходит психологический комфорт при общении с врачом и прохождении медицинских процедур, ощущение поддержки в трудной жизненной ситуации и потребность в дополнительной исчерпывающей информации.
Забота о здоровье часто ассоциируется у женщин именно с семьей. Яркий пример – история, рассказанная Марией Булгаковой, руководителем направления «Женское здоровье» фирмы Bayer, о названии одного из инновационных препаратов компании. В создании антикоагулянта «Ривароксабан» участвовали несколько женщин-ученых, одна из которых и дала название препарату, зашифровав в нем имена своей дочери: «ри» — Рита, «ва» — «Ванесса», «кса» — фактор свертываемости крови, «бан» — преграда.
Елена Легезина поделилась статистикой, что 80% женщин считают маммографию (инструментальный метод скрининга рака молочной железы) болезненной и неприятной процедурой, а для 20% это веский повод, чтобы отказываться от необходимого регулярного обследования. В то же время маммография – это самый эффективный способ ранней диагностики широко распространенного рака груди, который на ранних этапах может протекать бессимптомно. Своевременно поставленный диагноз повышает успех терапии на 90%, говорит эксперт. Обладая этой информацией, женщины-специалисты компании «ДЖИИ Хэлскеа» пообщались с пациентками, врачами и инженерами и создали маммограф Pristina, обладающий сглаженными формами, современным дизайном, напоминающим аппаратуру в косметологическом кабинете, приятными для тела подогреваемыми поверхностями и, главное, возможностью для пациентки регулировать компрессию аппарата с помощью специального пульта. В ходе использования аппарата выяснилось, что это решение не только не понижает, но и напротив улучшает качество снимков. Ощущая контроль и психологический комфорт в ходе процедуры, пациентки выбирали даже более высокий уровень компрессии, чем лаборанты, при этом большинство не испытывали боли и признавали, что с готовностью будут проходить маммографию регулярно.
Екатерина Погодина напомнила о том, насколько важно, как пациент относится к своему диагнозу, что его в этот момент жизни окружает, как с ним общается врач, кто помогает и кто поддерживает его близких. Именно поэтому в фокусе многих фармацевтических и медицинских компаний – создание специальных проектов для заботы о своих пациентах. Это платформы с качественным информационным контентом, такие, как «Янссен со мной», где есть информация о ряде заболеваний, которая помогает пациентам принять диагноз, правильно жить с ним, понимать, когда необходимо обратиться к врачу и так далее. Также «Джонсон и Джонсон» работает над проектом «В центре внимания», посвященным повышению качества жизни у пациентов с ВИЧ. В портофолио компании проект «Химия была, но мы расстались», разработанный для психологической поддержки людей с онкологическими заболеваниями. Основная цель – дестигматизировать рак, показать, что пациент не остается один на один со своим диагнозом, и есть способы это испытание пройти.
Не менее важной считают поддержку пациентов в Bayer. Мария Булгакова рассказала, что специалисты компании работают над проектом, направленным на повышение осведомленности женщин о своем здоровье. К нему будут привлечены лучшие эксперты федеральных центров, ученые, ведущие врачи гинекологи.
Статистику о том, какую важную роль играет поддержка заболевшего человека, особенно если это женщина, привел Дмитрий Шаменков. Пациентки с раком молочной железы, которые переживают свое заболевание в изоляции и без социальной и психологической поддержки, умирают на 60% чаще, чем те, кто не участвуют себя одиноко. Известно также, что люди, живущие обособленно, умирают от онкологических заболеваний на 20% чаще, чем семейные или окруженные близкими.
И все-таки основную роль в поддержании женского здоровья играют сами женщины, в их руках очень многое, напомнила Оксана Драпкина. Например, у российских женщин есть возможность ежегодно проходить диспансеризацию на бесплатной основе. Ну, и конечно, нельзя забывать о здоровом образе жизни: отказаться от вредных привычек, привнести в жизнь физическую активность, придерживаться правильного питания.