Закон, ограничивающий дистанционное обучение медиков и фармацевтов, Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении с важной поправкой. Полного запрета на дистанционное повышение квалификации нет. Его использование определят стандарты. Хотя законодатели приняли уже решение, не все в медицинском сообществе восприняли эту норму однозначно.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что такое ограничение создаст барьер для образовательных организаций, в первую очередь коммерческих, которые не имеют кадров и базы, чтобы хорошо подготовить специалистов. «Какое количество удостоверений получают медицинские работники, проходя псевдоспециализацию или повышение квалификации? Потому что невозможно в течение двух-трех месяцев из врача-терапевта переквалифицироваться в акушера-гинеколога… И все это зачастую, как правило, дистанционно. Поэтому предлагаемое законодательное решение сегодня должно остановить ситуацию, которая сложилась», — считает он. От такой переподготовки страдают в первую очередь пациенты, что недопустимо.
Между тем от первоначального полного запрета депутаты отказались. Закон запрещает дистанционку не полностью. Исключением будут случаи, когда электронная форма обучения предусмотрена федеральными госстандартами и типовыми программами дополнительного профессионального образования (ДПО).
Такую уступку эксперты и практические врачи считают правильной. «По моему мнению, полный запрет на все варианты дистанционного образования – это уже перегиб. Здравый смысл в итоге победил!» – высказался в ТГ зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный.
Врачи неоднозначно восприняли нововведение. Тина Петровская, терапевт, эксперт по онлайн-консультированию и навыкам коммуникации, уверена, что запрет дистанционного образования угрожал бы нарушить систему аккредитации и НМО. Из ее опыта преподавания онлайн порядка 40-50% образовательного процесса в постдипломном образовании приходится на дистанционную форму обучения. «Для специалистов это удобно и помогает выполнить требования непрерывного медицинского образования», — уверена она. Улучшить качество обслуживания, по ее мнению, может пересмотр режима амбулаторного приема, когда на одного пациента врач может потратить только 12-15 минут.
Закон коснется среднего и высшего медицинского и фармацевтического образования. Образовательные учреждения, желающие вести программы, должны пройти аккредитацию в Росздравнадзоре на соответствие стандартам и наличие учебной базы. Минздрав разработает типовые образовательные программы. Объем дистанционного обучения не сможет превышать установленный в стандартах. Законопроект не предусматривает отмену уже выданных удостоверений.
Для вступления в силу с 1 марта 2026 года законопроект еще должен одобрить Совет Федерации и подписать президент России.
Фото: www.freepik.com.