Фармпроизводители просят не откладывать введение «второго лишнего» для СЗЛС
Ассоциация «Лекмедобращение» обратилась к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой внедрить механизм господдержки «второй лишний» для закупок стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС) в установленный ранее срок — с 1 января 2026 года. Фармпроизводители указывают на то, что перенос сроков снижает интерес к инвестициям в локализацию производств на территории страны, пишет «ФВ».
Обсуждение проекта постановления Правительство РФ, где предложен перенос с 1 января на 1 июня 2026 года запуск механизма госзакупок «второй лишний» для стратегически важных лекарств, продолжается до 10 декабря.
Гендиректор ассоциации «Лекмедобращение» Филипп Романов подчеркивает, что фармпроизводители уже более пяти лет ждут введения механизма «второй лишний». В этот период перспектива законодательного оформления механизма стала главным ориентиром для долгосрочных стратегий, нацеленных на создание в России производств полного цикла. За последнее десятилетие компании инвестировали в развитие производства лекарств более 100 млрд рублей.
Филипп Романов подчеркнул, что доля локализованных препаратов в госзакупках (в рублях) снизилась с 43,8% в 2020 году до 39,1% в 2025-м, что указывает на стагнацию в развитии локального производства и недостаток его поддержки, а также на продолжающийся отток капитала за границу. Ежегодно более 1,5 трлн рублей уходит зарубежным компаниям по итогам участия в госзакупках в России.
В ассоциации также предлагают:
- Сохранить действующий перечень СЗЛС для применения преференции «второй лишний» (включить все позиции из первого списка во вновь создаваемый).
- Обеспечить своевременность внедрения системы прослеживаемости происхождения фармсубстанций. Ускорить процесс возможно за счет стимулирования российских производителей сырья. При запуске системы прослеживаемости установить переходный период на год, во время которого подтверждение поставок было возможно через электронный документооборот.
- Предоставлять преференции компаниям, которые смогут запустить на территории ЕАЭС хотя бы одну стадию синтеза молекулы. Требование выполнять все стадии синтеза сразу сделает невозможным локализацию лекарств, которые сейчас выпускают только за рубежом.
- Предусмотреть прозрачный механизм актуализации первой части перечня СЗЛС (препараты которой могут воспользоваться механизмом «второй лишний»: вакцины, наркотические или психотропные средства, инфузионные растворы и препараты крови). А перенос лекарств из второго списка в первый (препараты для социально значимых заболеваний без отечественных аналогов с ценовой преференцией 15—30%) осуществлять ежегодно до 1 января.
Еще по теме
- 28.11.2025 Ввод правила «второй лишний» для стратегически значимых лекарств наметили на 1 июля 2026 года
- 07.08.2025 Эксперты спорят о возможном дефиците лекарств после введения механизма «второй лишний»
- 01.09.2025 Правительство сдвинуло сроки внедрения механизма «второй лишний» для СЗЛС на три месяца
- 24.02.2025 В Госдуме обсудят понятие стратегически значимых лекарств
Сопредседатель ассоциации «Лекмедобращение», президент «Активного Компонента» Александр Семенов подчеркнул, что перенос сроков введения преференций, предусмотренных механизмом «второй лишний», лишит компании стимула инвестировать в создание российского производства полного цикла. Он указал на депрессивное состояние фармпромышленности полного цикла и выразил надежду на то, что просьбу услышат в правительстве и смогут оперативно ввести эту преференцию с 1 января 2026 года.
Мнения фармпроизводителей о сроках ввода механизма «второй лишний» для госзакупок препаратов из перечня СЗЛС разделились: от просьб не откладывать до предложений «не торопиться».
Фото: afdgfghfgyhfg @123RF.com











