В Министерстве юстиции 20 августа зарегистрировали приказ Минздрава РФ, в котором предложено утвердить общий порядок назначения цены контракта, услуги или товара при закупке медицинских изделий. Это первый регламентирующий приказ в этой области, до этого заказчики назначали цену согласно «неписаным правилам», сообщает Медвестник.
Сам «Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий» был составлен уже в мае, состоит он из пятнадцати пунктов и включает, помимо общих определений, формулу вариативного коэффициента, формулу расчета цены медицинского изделия и формулу стоимости расходников.
Как уверяет эксперт Алексей Федоров, участники рынка и прежде придерживались прописанных в новом порядке форм, анализируя рыночные предложения. Существенно процедуру закупки он не изменит, однако некоторые пункты документа могут усложнить медицинским учреждениям закупку оборудования, а другие позиции и вовсе «вступают в противоречие с действующей нормативной базой». Так, вновь утвержденный порядок «при закупке радиоэлектронных аппаратов, включенных в реестр российской радиоэлектронной продукции» не применяют, обосновывая цену контракта «в случае установления заказчиком ограничения на допуск».
«В реестре прописаны конкретные товары конкретных производителей. Как они могут являться объектом закупки, если статья 33 Закона № 44-ФЗ заставляет нас описывать объект нейтрально? Например, под описание подходят томограф из реестра РЭП и два иностранных томографа. Какие у нас основания считать, что это «закупка медизделий, являющихся продукцией, включенной в реестр»? Возможно, поставщики российских томографов и не подадут заявку», – считает Федоров.
Новый порядок закупок обязывает заказчика объединить закупку оборудования и полного набора расходников на полный срок эксплуатации в один контракт. Алексей Федоров недоумевает: «И тест-полоски к глюкометрам, и реагенты для лабораторий подпадают под определение «расходных материалов» из пункта 6 данного порядка. Получается, что заказчик обязан рассчитать потребление на два года и заложить это все в цену контракта на поставку основного средства?».
Когда заказчик ограничивает допуск, не обнаружив в реестре нужного аппарата, Министерство здравоохранения юридически не может ограничить формирование закупки. В документе говорится, что в этой ситуации норму применить нельзя. В остальных случаях определять будет правоприменительная практика, полагает эксперт.