Участники круглого стола в СФ предложили присваивать частным медицинским учреждениям звезды, которые будут отражать качество их работы и уровень сервиса. Тем самым, возможно, удастся снизить все возрастающее число жалоб на работу негосударственных клиник. Эксперты высказались, к чему может привести подобное нововведение, пишут «Известия».
На встрече сенаторы, общественники и представители Минпромторга, Минэкономразвития, Роспотребнадзора и Росздравнадзора обсуждали, как защитить пациентов в частных медицинских клиниках. Из протокола этого заседания следует, что в РФ за девять месяцев 2024 года число жалоб выросло почти на 16%. В «Общественной потребительской инициативе» (ОПИ), пользуясь данными статистики, подсчитали, что россияне подали 13,8 тысяч жалоб на частные медицинские заведения. Недовольство, в первую очередь, вызывает работа медперсонала. Между тем, число частных клиник в России почти втрое больше, чем государственных. Их насчитывается 73 500 (против 26 300 госорганизаций). Проверки Росздравнадзора в 3 квартале прошлого года показали, что 9 из 10 частных медклиник нарушают обязательные требования.
Роспотребнадзору, Росздравнадзору и ОПИ предложили разработать систему оценки качества услуг частных медорганизаций. Для обозначения могут быть использованы как звезды (как в гостиницах), так и буквенные обозначения (например, А, В, С).
Свое мнение по поводу предложения определять «звездность» частных медцентров высказали эксперты этой сферы:
- Так, руководитель ОПИ Олег Павлов считает, что сейчас мораторий на проверки не позволяет в полном объеме наказывать нарушителей. По его мнению, звездами можно поощрять клиники, которые не нарушают правил. Сейчас ОПИ разрабатывает систему оценки работы частных медицинских организаций. Она включает в себя анализ соблюдения обязательных требований, наличие лицензии, а также доступность информации для пациентов. Кроме того, система будет учитывать показатели деятельности, такие как оборот, численность персонала и другие. Все эти данные будут сопоставляться с информацией о нарушениях, предупреждениях и судебных исках.
- Учитывая рост нарушений в частных клиниках, эту сферу считает приоритетной для внедрения оценочных механизмов член комитета СФ по регламенту Олег Земцов. Кроме безопасности медицинских услуг он предложил также учитывать вежливость персонала, перечень услуг, удовлетворенность посетителей сервисом.
- Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов заявил, что при оценке деятельности частных медучреждений могут быть учтены ранее выявленные надзорными органами нарушения. Он также считает, что рейтинг медучреждений должен основываться не на формальном присвоении звезд, а с учетом оценки удовлетворенности пациентов результатами лечения.
- Гендиректор медицинской группы «Фэнтези» Владимир Александровский подчеркивает, что при внедрении подобной системы важна объективность, независимость оценки, основанной на реальных показателях. При положительных моментах — улучшении прозрачности и конкурентоспособности рынка, существуют вполне очевидные риски. «Например, это субъективность и коррумпированность, дискриминация малых клиник и увеличение их затрат. Если критерии будут нечеткими или процесс непрозрачным, это может привести к формализации рейтингов. Также небольшие учреждения могут оказаться в невыгодном положении, хотя качество медпомощи может быть высоким», — отметил он.
- Между тем директор «Петербургского медицинского форума» Сергей Ануфриев обратил внимание, что в действующем законодательстве уже прописан контроль качества медицинской помощи в организациях любой формы собственности и активно применяется. Эксперт подчеркнул, что введение дополнительных правил для частных медицинских учреждений может противоречить антимонопольному законодательству. По его словам, стоит сделать публичными отчеты с медико-статистическими показателями деятельности медорганизаций. Он отметил также, что аудитом качества и присвоением «звезд» в странах, где это принято, занимаются медицинские ассоциации или специальные агентства. В России подобную работу никто не проводит и отчетов не публикует.
- Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов считатет, что, если определять качество услуг и присуждать звезды будет Росздравнадзор или Роспотребнадзор по объективным показателям, то частные клиники не смогут просто купить звезды.
Идея оценивать качество работы частных медклиник звездами или рейтингами — не нова, но применяется только в некоторых странах. Больницы, например, получают звезды за качество лечения, удовлетворенность пациентов и частоту нежелательных исходов.
Фото: iStock, megaflopp