Эксперты предложили создать реестр незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий для красоты

Специалисты считают, что внедрение такого реестра позволит маркетплейсам оперативно и без дополнительных усилий отфильтровывать запрещенную к продаже продукцию. По мнению участников конгресса «Право на здоровье», формирование и использование подобного списка значительно упростит контроль за оборотом незарегистрированных товаров и поможет минимизировать риски для здоровья потребителей.
По данным исследования, представленного исполнительным директором «Право на здоровье» Ольгой Гончаровой, рынок незарегистрированной продукции продолжает расти. Если в 2022-2023 годах в обращении выявили семь незарегистрированных ботулотоксинов, то в 2024 году их число достигло 13. При этом только 69% филлеров и 53% биоревитализантов, продающихся в России, имеют официальную регистрацию.
Как рассказал Алексей Другов, врио заместителя руководителя территориального органа Росздравнадзора по Москве и Московской области, многие продавцы на маркетплейсах не осознают, что их товары требуют специальной лицензии и могут быть опасны. Речь идет о лекарственных средствах (ботулотоксины, анестетики), медицинских изделиях (филлеры, липолитики, стоматологические устройства) и БАДах.
Представители маркетплейсов сообщили о принимаемых мерах. «На Яндекс Маркете, чтобы продавать лекарства, нужно в первую очередь иметь розничную лицензию и разрешение на дистанционную торговлю. Без этих документов доступ в категорию лекарственных средств закрыт», — пояснил Михаил Степаненко, директор категории «Аптека» Яндекс Маркета. Он отметил, что площадка блокирует попытки незаконного ввоза товаров с помощью автоматических систем. Также обсуждается интеграция с Росздравнадзором для проверки документов до размещения товара.
Предлагаемый реестр незарегистрированных товаров мог бы включать в себя, в том числе, фотоматериалы, что упростило бы идентификацию продукции, которая часто регистрируется под непривычными названиями.
Президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева обратила внимание, что большой массив данных и постоянные попытки недобросовестных продавцов «переупаковать» товар создают лазейки для контрафакта. Она также отметила, что потребительский спрос на быстрое и дешевое приобретение усугубляет риски.
По итогам дискуссии участники подчеркнули важность привлечения квалифицированных специалистов с медицинским образованием в службы контроля маркетплейсов и необходимость повышения информированности населения о рисках покупки медизделий онлайн.
По материалам пресс-релиза
Фото: citalliance @123RF.com