За последние пять лет в России увеличился объем производства вакцин в натуральном выражении с 39 до 89%. И произошло это не из-за возросшего количества вакциноуправляемых заболеваний, а потому, что благодаря просветительской работе медицинского сообщества у людей растет приверженность вакцинопрофилактике. О том, что нужно делать, чтобы обеспечить растущие потребности в вакцинах и сделать их производство более эффективным и безопасным, говорили представители науки и бизнеса на V ежегодном форуме БИОТЕХМЕД, открывшемся 15 октября в Геленджике.
Заместитель министра здравоохранения России Виктор Фисенко рассказал, что опыт борьбы с пандемией 2020 года показал необходимость синхронного развития науки и промышленности. Для этого, по мнению замминистра, необходимо выстроить единую гармонично работающую цепочку от собственно изобретения любого лекарственного препарата, включая вакцины, до доведения продукта до его конечного потребителя. И эта мысль прошла красной нитью во всех последующих докладах.
В своем выступлении согласился с ней Вадим Тарасов, директор Института трансляционной медицины и биотехнологии Сеченовского университета, который считает, что у России большой потенциал не только с точки зрения производства дженериков и биосимиляров, но и собственных оригинальных препаратов. Успешно реализовать его можно, если будет существовать кооперация между бизнесом и наукой, что должно найти отражение в будущей стратегии «Фарма 2030».
Зачем нужна тесная такая связь, особенно если у разработчика нет собственной производственной площадки, рассказала Елена Саканян, директор по науке НПО «Микроген». Это сотрудничество поможет предусмотреть все особенности технологического процесса и реализации нужной лекарственной формы будущего препарата, что обеспечит его эффективность.
Исполнительный директор ООО «Нанолек» Максим Стацюк начал свое выступление с эффектных цифр: по данным компании «Нанолек», каждый рубль, вложенный в вакцинопрофилактику, может вернуться в 16-кратном размере благодаря экономии на медицинском обслуживании и повышении показателей производственной экономики в будущем. Если расширить Национальный календарь прививок в России, можно добиться еще более выраженного, хоть и отсроченного экономического эффекта. Но для этого нужно начать заниматься этим уже сейчас. Если ждать разработки собственных новых вакцин, которых пока нет, это может занять 5-7 лет, поэтому стоит использовать зарубежный опыт и локализовывать производство нужных препаратов на своих предприятиях.
По мнению представителя «Нанолек», ставку нужно делать на комбинированные вакцины. Это выгодно и с точки зрения экономики, так как сберегает время медицинских работников и как следствие бюджетные средства, и с точки зрения повышения приверженности вакцинации, поскольку снижает количество необходимых визитов в клинику для пациентов. Производство многокомпонентных вакцин занимает минимум 2-3 года, поэтому производителю необходимо знать долгосрочные планы Минздрава в отношении Национального календаря прививок и потребностей по вакцинам, чтобы своевременно подготовиться и равномерно и ответственно поставлять нужные для иммунопрофилактики препараты. Если мы говорим о совершенно новых вакцинах, добавляет Михаил Стацюк, необходимо расширять планирование до горизонтов 7 и даже 10 лет. Это связано с тем, что инвестиции в производство, а также технологии производства для разных вакцин сильно отличаются.
Трансфер зарубежных технологий производства вакцин, к которому прибегают некоторые отечественные фармкомпании, хотя и позволяет быстро закрыть потребности по тем или иным вакцинам, не решает вопросы безопасности будущего фармацевтической и медицинской промышленности, предупредил Константин Чернов, заместитель гендиректора по проектной деятельности и инновациям ФГБНУ «Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН». Санкционное давление на Россию может коснуться и этих отраслей, поэтому необходимо выстраивать в стране полный цикл производства. Комментируя слова Виктора Фисенко о выстраивании эффективной цепочки между разработчиками и производителям, Чернов отметил, что в советское время она существовала, но позже была разрушена, и теперь именно потеря контакта между учеными и технологами зачастую становится непреодолимым препятствием для производства новых препаратов, и в том числе вакцин. Ответственность за выстраивание этих отношений должна лечь не только на плечи непосредственных участников процессов, но и единого специально созданного координатора, обладающего необходимыми научными и производственными компетенциями.