Лекарственному регулятору США FDA могут запретить выдавать разрешение на использование в стране лекарств, выпускаемых российскими компаниями. Исключение планируют сделать только для препаратов, востребованных системой здравоохранения и не имеющих аналогов.
Нижняя палата Конгресса США (Палата представителей) сейчас рассматривает проект бюджета на 2023 год для Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Как сообщает американское отраслевое издание Pharmaceutical Technology, в проекте содержится поправка, согласно которой FDA больше не сможет одобрять российские препараты. В виде исключения США готовы лечить свое население теми российскими лекарствами, которые показаны при серьезном или опасном для жизни состоянии и по которым есть «неудовлетворенная медицинская потребность» — то есть, отсутствуют аналоги.
В статье также рассматривается влияние санкций на российскую фармацевтическую отрасль. Авторы материала сокрушаются, что российская фарма сконцентрирована в большей степени на внутреннем рынке, поэтому эффект от санкций не такой сильный как хотелось бы администрации США. По мнению Pharmaceutical Technology, будь у России больше препаратов, одобренных FDA или EMA (Европейским агентством лекарственных средств), экономические ограничения, которые запад ввел в ответ на спецоперацию на Украине, воздействовали бы на нашу страну намного сильнее.
К слову, в России и сейчас нет ни одного фармпроизводства, одобренного Америкой. Авторы материала видят причину этого в давнем соперничестве двух стран со времен холодной войны. Чуть лучше обстоит ситуация с одобрением российских лекарств в странах Европы, но и ее нельзя назвать масштабной.
Одним из примеров хорошего и эффективного препарата, не получившего одобрения на западе по политическим соображениям, стала российская вакцина от коронавируса «Спутник V». Ее зарегистрировали более 70 стран, но ни FDA, ни EMA так и не признали нашу вакцину. Более того, с началом спецоперации власти немецкой Баварии разорвали заключенное ранее соглашение о производстве «Спутника» на своей территории на заводе в Иллертиссене. Также они отказались закупать 2,5 млн доз вакцины, о чем в апреле 2021 договаривались с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Обязательным условием этой сделки было одобрение российской вакцины EMA, постоянно затягиваемое под различными предлогами. Теперь, как говорят авторы статьи, рассчитывать на признание «Спутника» в Евросоюзе и вовсе не приходится.
Фото: iStock by Getty Images