Стратегию ФАРМА-2030 разобрали по косточкам и разложили по полочкам

    17.10.2024
    Статьи
    1606

    В России с 2025 года начинается реализация стратегии «Фарма-2030». Фундаментальный план развития отрасли до конца десятилетия. На ежегодном международном форуме БИОТЕХМЕД-2024, состоявшемся в начале октября в Геленджике, одной из главных предметных дискуссий стало обсуждение этой стратегии производителями и федеральными министерствами.

    О значимости и одновременно о сложности темы можно судить даже просто по времени, отведенному на ее обсуждение – 3,5 часа. Это вдвое больше, чем на главные пленарные заседания в рамках форума. Формат разговора оказался максимально похожим на рабочее совещание. В материале «Фарммедпрома» расскажем, как прошло обсуждение и почему эта тема затрагивает всех без исключения.

    Какие отрасли отечественной промышленности напрямую касаются абсолютно каждого человека, регулярно и в течение всей его жизни? Без каких товаров невозможно обойтись и почти нереально полностью обеспечить потребности страны поставками из-за рубежа? Список достаточно короткий.

    По сути, человеку в течение всей жизни нужна еда (пищевая промышленность) и лекарства (фармацевтическая промышленность). Всё остальное тоже, конечно, необходимо, но относится уже к категориям комфорта, а не к вопросам физического выживания.

    Развитие отечественной фармы считается задачей стратегической, а вектор этого развития заложен в программу «Фарма-2030».

    Что такое «Фарма-2030»

    Стратегия стала продолжением аналогичной программы, завершенной в 2020 году. Она придала заметный импульс российской фармацевтической промышленности. Настало время ставить перед собой гораздо более амбициозные цели.

    Новый план действий готовили несколько лет. В 2023 году премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о его утверждении. Полный текст документа находится в открытом доступе на сайте Правительства России.

    Если тезисно, то главные задачи:

    • ускорить и увеличить разработку и производство современных эффективных препаратов;
    • увеличить выпуск лекарств;
    • увеличить долю отечественных производителей на внутреннем рынке;
    • усилить позиции российских производителей на международном рынке.

    Если смотреть по цифрам, то обращают на себя внимание такие показатели, заложенные в изначальный документ:

    • рост доли лекарств российского производства в общем объеме потребления с 61,8% до 66,6%;
    • увеличение доли российской продукции в списке стратегически значимых лекарственных средств, производимых по полному циклу с 67,44% до 80%;
    • увеличение объема производства лекарств в денежном выражении с 608 млрд до 1385 млрд рублей;
    • увеличение экспорта лекарств с 1,28 млрд до 3,4 млрд долларов.

    По итогу все должны быть в выигрыше. Для предприятий – рост производства и доходов. Для граждан – современные лекарства по приемлемым ценам и с гарантией бесперебойной поставки. Для общества и страны – новые рабочие места, развитие научного потенциала и внедрение передовых технологий, лекарственная безопасность и многое другое.

    Но стратегия – это рамочный документ. Обозначенные цели работы.

    А вот способы их достижения – это уже план конкретной черновой, рутинной работы, от которой зависит результат. Ответственным за его разработку и (главное!) реализацию, по постановлению правительства, назначено Министерство промышленности и торговли РФ.

    Как проходило обсуждение стратегии «Фарма-2030» на форуме Биотехмед

    Позиция государства обозначена максимально четко. Нужно увеличить собственное производство, но избежать при этом рисков немотивированного роста цен или возникновения дефицита.

    Нельзя просто закрыться от внешних поставщиков железным занавесом. Но своих точно надо поддерживать.

    «Мы хотим, чтобы лечили отечественными препаратами. И не просто со стадии упаковки или готовых лекарственных форм, а чтобы они производились у нас по полному циклу», — отметила замминистра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева.

    В русле стратегии – 40 мероприятий. В 2024 году – 14, в 2025 году – 21, в 2026 году – еще 5. По графику можно заметить, что основной упор делается на подготовку в текущем году и максимально активные действия в первый же год реализации.

    Охватить все 40 пунктов даже за 3,5 часа обсуждения физически было невозможно. Да и цели такой для встреч в подобном формате обычно не ставят. Тут важно обозначить акценты и приоритеты, донести настроения и поводы для беспокойства.

    Для детального разбора и обсуждения отобрали 6 ключевых направлений. Среди них явно выделялись три.

    Прогноз спроса на лекарства

    Больше всего времени уделили теме разработки методики расчета планируемой потребности всей системы здравоохранения в лекарственных препаратах. Чем будут лечить пациентов, какое количество лекарств будет востребовано – важнейший вопрос для производителей при планировании работы. А ошибка в прогнозах не просто влетит в копеечку бизнесу – главное, что она может выйти боком пациентам.

    Задача не простая. Статистика фактического потребления на сегодняшнюю дату не дает возможности корректно проецировать ее на перспективу. Нужно учесть, что со временем может измениться количество пациентов, схемы лечения.

    «Мы не видим неудовлетворенный спрос. Не видим последствия замены одного лекарственного препарата другим в процессе расширения клинического применения. Не видим также коррекции объемов потребления в связи с переходом на новые клинические рекомендации»,обозначил подводные камни процесса замминистра здравоохранения РФ Сергей Глаголев.

    Министерству нужно свести воедино клинические рекомендации, статистику ФОМС по объемам потребления, данные заявочных кампаний на поставку лекарств, статистику системы мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП), прогнозы по изменению цифр в связи с появлением новых наименований и учесть еще множество других факторов.

    В итоге в декабре этого года должен появиться не просто разовый прогноз потребности на 3-5 лет, а обоснованная методика расчета потенциального спроса, которую постоянно можно будет применять и дальше. Окажется ли она действительно работоспособной, покажет только опыт применения. Через несколько лет узнаем. Пока что Минздрав транслирует уверенность. На прямой вопрос – будет ли методика готова в срок – замминистра без колебаний ответил, что будет. Однако, почему-то не возникло ощущение, что эта уверенность передалась всем присутствующим.

    СЗЛС ≠ ЖНВЛП? Чем стратегическая значимость отличается от жизненной важности

    Чуть больше времени, чем на методику прогноза спроса, отведено на подготовку критериев для включения препаратов в список стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС).

    В России сейчас действует перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Предельные цены на них регулирует государство, чтобы стоимость была обоснованной. Как работает эта система, мы подробно рассказывали в отдельной статье.

    Одна из задач стратегии «Фарма-2030» – увеличить выпуск в России препаратов из этого списка по схеме полного производственного цикла, без использования зарубежных составляющих.

    В списке ЖНВЛП более 800 позиций. Цели локализовать их все пока нет. Но какая-то часть должна попасть в список СЗЛС. Какие именно? Самые распространенные, самые дорогие или самые сложные по технологиям? Теоретически могут быть и эти три группы, а могут быть и совсем другие. Нужно определиться со списком главных и начинать методичную работу по организации их выпуска в стране.

    Производители дали понять – к постановке амбициозных задач они готовы. Это пойдет на пользу и отрасли, и государству. «Необходимо просто сказать – чтобы наша страна была здорова, чтобы не было рисков массовых смертей, нужны гарантированные поставки следующих препаратов. И мы что-то сделаем, что-то может быть сразу не сделаем, потому что не хватает компетенций. Но мы, во-первых, приобретем эти компетенции. Во-вторых, это будет мультипликация компетенций. В-третьих, это будет подготовка, чтобы выйти на принципиально другой уровень технологий. Минздрав не должно заботить – выгодно это производителям или не выгодно, умеют они это сейчас или не умеют», — высказалась во время обсуждения президент ГК «Велфарм Групп» Людмила Щербакова.

    Критерии отбора продолжают обсуждать власти и представители промышленности. Утвердить их должны к маю 2025 года.

    Кто будет «вторым лишним»

    Стратегия «Фарма-2030» предусматривает несколько мер поддержки для своих компаний. Запреты, ограничения и преимущества наглядно обозначены в презентации Минпромторга РФ.

    Слайд из презентации Минпромторга РФ

    В российской системе госзакупок предусмотрены преимущества для отечественной промышленности. Касаются они и сферы здравоохранения. Если в торгах участвуют два отечественных производителя, то заявку с иностранным товаром при определенных условиях просто отсекают. Зарубежный продукт становится «третьим лишним», выбывает из списка конкурентов.

    Теперь готовится следующий шаг – препараты из российских фармацевтических субстанций будут вне конкуренции. Иностранцы становятся «вторыми лишними». Рады такому походу далеко не все. Он грозит потерями производителям, использующим иностранные готовые лекарственные формы.

    Но на то она и стратегия – нужно ориентироваться на глобальное развитие, а не чьи-то локальные издержки. Тем не менее, можно заметить, что подготовка к старту пятилетнего амбициозного плана ведется в тесном контакте с российскими фармкомпаниями. Ведь в конечном счете только их руками можно увеличить выпуск продукции.

    Текст и фото: Кирилл Полиенко

    Новости

    читать все
    наверх