С раком легкого, который считается одной из самых распространенных злокачественных опухолей в мире, сталкиваются в основном люди пожилого возраста, большинство из которых – курильщики со стажем. Однако диагностировать болезнь могут и у тех, кто не курит. Сегодня, благодаря системе скрининга, у врачей есть возможность выявлять заболевание на ранней стадии, а значит и своевременно начинать нужное лечение, используя наиболее подходящий для пациента подход. Вместе с Юлианом Карповым, пульмонологом, заведующим отделением терапии Клинической больницы имени Святителя Луки разбираемся, как диагностируют и лечат это заболевание в России.
В России рак легкого занимает одно из лидирующих мест среди онкологических заболеваний, на его долю приходится около 12% от общего числа случаев, а пятилетняя выживаемость не превышает 20%. Эта статистика совпадает с общемировой.
Мужчины болеют раком легкого значительно чаще женщин: каждая четвертая злокачественная опухоль у мужчин затрагивает легкие, женщины же сталкиваются с таким диагнозом в 3 раза реже. Болезнь чаще встречается после 50 лет, но опухоли обнаруживают и в более молодом возрасте.
Рак легкого: кто в группе риска
Профессор Петр Яблонский, заведующий кафедрой госпитальной хирургии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет, выступая на сессии «Как победить рак легкого? Инновационные методики диагностики и лечения» в рамках ПМЭФ-2024, рассказал, что 88-91% случаев рака легкого связаны с влиянием курения и табачного дыма. Он отметил, что одна из первых научных работ, показавших связь между табачным дымом и раком легкого, относится еще к началу XX века. Ее автор прогнозировал, что к середине столетия человечество, боясь столь серьезных последствий курения, полностью откажется от этой вредной привычки. Этого не произошло – Первая мировая война популяризировала курение и увеличила число потребителей табака, а Вторая мировая война еще сильнее закрепила этот тренд.
К сожалению, рак легкого встречается и у некурящих. Существенный вклад вносят пассивное курение, продукты горения органических веществ, субстанции с доказанным канцерогенным действием (асбест, радон), с которыми приходится контактировать, как правило, в силу профессиональных причин. Глобальной проблемой становится и приготовление пищи на открытом огне – такие очаги, расположенные прямо в жилище, используются в странах Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.
Также в группе риска люди с наследственными онкологическими синдромами; те, у кого в роду уже были случаи рака дыхательной системы, пациенты, страдающие хроническими заболеваниями респираторного тракта, в первую очередь – ХОБЛ (хронической обструктивной болезнью легких).
Как распознать рак легкого
Специфических симптомов рака легкого, увы, не существует. В большинстве случаев болезнь проявляет себя обычными симптомами – кашлем, порой упорным, одышкой, болевым синдромом в груди без четкой локализации, общим недомоганием.
«Аларм-симптомы», говорящие о весьма высокой, хотя и не абсолютной, вероятности злокачественного процесса – кровохаркание, необъяснимая потеря веса – появляются далеко не на начальной стадии.
Из-за того, что на ранней стадии симптомы могут быть выражены слабо, пациенты не спешат к врачу. Они часто обращаются слишком поздно, из-за чего диагноз ставится, когда болезнь прогрессирует не первый год.
Как ставят диагноз
Основным методом диагностики остается рентгенологический, а вот знакомая многим флюорография для этих целей подходит не слишком хорошо, так как ее разрешение недостаточно для выявления рака на начальных стадиях.
Традиционные лабораторные методики и, тем более, простая аускультация – выслушивание звуков в грудной клетке пациентов – на приеме носят вспомогательный характер, но поставить диагноз не помогают.
Сегодня ключевым методом для диагностики считается компьютерное томографическое исследование (КТ). В ходе исследования через определенные интервалы делается множество рентгенологических срезов – снимков. Полученные снимки на компьютере объединяются в трехмерную модель-реконструкцию грудной клетки, изучение которой позволяет заметить изменения и аномалии.
Сделать биопсию, то есть взять образец опухолевой ткани для анализа, выполняемую при большинстве других онкозаболеваний, при раке легкого зачастую невозможно, а потому КТ остается едва ли не единственным способом получить хоть какую-то информацию о болезни. Его можно назвать открытой дверью, в то время как остальные – лишь замочная скважина для наблюдения за болезнью.
По словам Игоря Тюрина, главного внештатного специалиста по лучевой и инструментальной диагностике Минздрава, компьютерная томография сегодня – единственный метод снижения смертности от рака легкого, эффективность которого доказана. Лучевая нагрузка, которую получают пациенты, ограничена величиной в 1 мЗв (миллизиверт). За рубежом такую компьютерную томографию называют ультранизкодозной, так как доза, получаемая пациентом, меньше, чем фоновое облучение, которому подвергается каждый из нас в течение года естественным путем.
Эксперт подчеркнул, что проводить КТ сейчас проще, чем 5 лет назад – в ходе пандемии коронавирусной инфекции оснащенность медицинских учреждений томографами в России выросла на треть, ведь этот метод был основным инструментом выявления изменений в легких при ковиде. Кстати, каждый второй томограф – российского производства.
Сдавать анализ крови на онкомаркеры, чтобы обнаружить рак легкого, не имеет смысла. Определение специфических молекул в крови, характерных только для злокачественных опухолей легких не может использоваться для постановки диагноза в силу высокой частоты ложноотрицательных результатов. Однако такой анализ может быть назначен, когда пациентам уже поставлен диагноз и они получают лечение – результаты анализов на онкомаркеры помогают контролировать эффективность лечения.
Из-за неспецифичности симптомов даже на поздних стадиях болезни, частой неоднозначности рентгенологической картины – схожая картина может наблюдаться и при многих формах туберкулеза органов дыхания, сложности проведения биопсии, высокого риска осложнений и анатомически сложного доступа из-за реберного каркаса, часто возникает необходимости привлечения к диагностике и терапии мультидисциплинарной команды, в которую будет не только терапевт или пульмонолог, но и фтизиатр, торакальный хирург и онколога.
Как лечат рак легкого
Выбор лечения при раке легкого зависит от типа рака, степени его распространения и анамнеза больного. Чем раньше выявлена болезнь, тем успешнее могут быть его лечение и исход.
Сегодня для терапии используют:
- хирургическое лечение – операция с удалением легкого, пораженного опухолью, или его части;
- лучевую терапию (радиотерапию) – направленное воздействие электромагнитным излучением или элементарными ядерными частицами на опухолевые клетки;
- химиотерапию – прием сильнодействующих лекарственных препаратов, способных уничтожать раковые клетки;
- таргетную терапию – лечение с помощью препаратов, направленно действующих на определенные мишени на поверхности опухолевых клеток;
- иммунотерапию – подход, стимулирующий иммунную систему бороться с раком.
Радикальным методом является только хирургический, как правило, недоступный, в силу высоких рисков осложнений, на поздних стадиях. Операция снижает риски прогрессирования, распространения болезни, появления осложнений. В большинстве случаев, на практике, приходится комбинировать несколько методик, причем, лекарственные назначаются на достаточно долгий срок.
Какие существуют российские инновации для лечения рака легкого
Российские исследователи и фармацевтические производители предлагают новые препараты для терапии рака легкого – одни из них пока находятся на этапе разработки, другие уже используются в клинической практике.
Так, в 2023 году команда российских ученых, объединившая специалистов из разных институтов, предложила аэрозольную форму блеомицина, препарата, используемого для проведения химиотерапии при раке легкого. Ее использование не менее эффективно, чем традиционная форма, однако вызывает меньшее число побочных эффектов.
В феврале 2024 Минздрав одобрил первый российский дженерик препарата «Гиотриф» от Boehringer Ingelheim для таргетной терапии немелкоклеточного рака легкого – одной из форм заболевания. Речь идет о препарате «Афатиниб», производством которого занимается фармкомпания «Аксельфарм».
Другая отечественная разработка – препарат «Кризотиниб-Промомед», выпускаемый компанией «Промомед Рус». В июне 2024 года его цена была одобрена ФАС. Стоимость лекарства на 40% ниже, чем цена оригинального референтного препарата «Ксалкори» от Pfizer.
Первая партия еще одного российского дженерика – препарата «Осимертиниб», выпускаемого фармкомпанией «ОнкоТаргет», появилась на рынке в июле 2024 года. Он на 40% дешевле оригинального лекарства «Тагриссо» от AstraZeneca.
Что делать, чтобы не столкнуться с раком легкого
Первичная профилактика рака легкого не нова – это создание бездымной среды, заключающееся в отказе не только от курения, но и от пассивного вдыхания табачного дыма.
Петр Яблонский рассказал, что с 2001 года в России последовательно принимаются законы, направленные на защиту населения от табакокурения. В 2011 году в Санкт-Петербургском НИИ фтизиопульмонологии начал свою работу Консультативный телефонный центр помощи в отказе от потребления табака, куда может обратиться любой желающий – на сегодняшний день специалистами обработано более 12 миллионов звонков. Результаты работы очевидны: если в 2000 курили 39% россиян, то сегодня их доля снизилась до 19% — в 2021 году Россия была признана одной из стран мира, наиболее последовательно внедряющих меры по борьбе с табакокурением.
Вторичная профилактика тоже важна. Необходимо вовремя обнаружить болезнь – для этого в России организованы программы скрининга. Так называют мероприятия, которые помогают обнаружить опухоль у людей, не имеющих никаких симптомов, указывающих на болезнь. Скрининг проводят не всем, а только тем, кто входит в группу высокого риска развития болезни. Это люди в возрасте от 50 до 75 лет, курильщики, в том числе и бывшие, которые на момент выполнения исследования уже отказались от вредной привычки, но имеют определенный стаж курения – от 20 пачка-лет.
Для скрининга назначается низкодозная компьютерная томография, о которой шла речь выше – она позволяет, используя минимальную лучевую нагрузку, получить высокоточные изображения.
Петр Яблонский добавил, что флюорография изжила себя – ее эффективность в диагностике рака легкого 0,064%, а потом использовать этот метод для выявления болезни нельзя. Использование КТ легких в группах риска действительно работает, повышая опухоль-специфическую выживаемость, то есть выживаемость от момента постановки диагноза на 20. Скрининг в 4 раза увеличил выявляемость рака на первой стадии, а также в 6 раз снизил число диагностируемых раков четвертой, наиболее тяжелой, стадии.
Доступность КТ в сочетании с созданием бездымной среды, аккуратным отношением к собственному здоровью самих пациентов, настороженностью специалистов общественного здравоохранения позволит снизить печальную статистику летальности от рака легкого, борьба с которым по-прежнему крайне сложна и не всегда успешна несмотря на все достижения современности.
Текст: Ксения Скрыпник
Фото: iStock.com