Легенда родом из СССР: как создавали «Левомеколь», который теперь есть в каждой аптечке

30.01.2026
Статьи
41
Легенда родом из СССР: как создавали «Левомеколь», который теперь есть в каждой аптечке

Мазь «Левомеколь» используется для лечения ран уже более полувека. Она была разработана в СССР в конце 1970-х годов. Состав средства оказался таким инновационным и нестандартным, что фармацевтическая комиссия долгое время не давала добро на использование препарата. Рассказываем по порядку, чем эта мазь отличалась от других препаратов, за счет чего работает, и почему это лекарство не теряет популярности, занимая почетное место как в домашней аптечке, так и в арсенале профессиональных хирургов.

Из чего сделан «Левомеколь»

Команда ученых под руководством Ивана Перцева тестировала разные составы мазей, предназначенных для местного лечения. Их основой был антибиотик левомецитин. Во всем мире он известен под международным непатентованным названием (МНН) хлорамфеникол, но в СССР и на постсоветском пространстве за ним закрепилось торговое название, использовавшееся в советской фармакопее. Разработчики смешивали левомецитин с другими компонентами, оценивая эффективность разных комбинаций.

Лучший результат дало сочетание левомецитина с полимерами (макроголом-1500 и макроголом-400) и стимулятором репарации тканей метилурацилом  (МНН диоксометилтетрагидропиримидин), усиливающим процесс заживления. Фармакологи смогли подобрать оптимальную комбинацию концентраций полимеров и антибиотика, благодаря чему мазь хорошо проникала в рану, долго работала, а эффективность препарата повышалась в 9 раз.

Особенностью «Левомеколя стало отсутствие вспомогательных компонентов. Этот подход оказался инновационными: все составляющие являлись активными ингредиентами, без которых мазь попросту бы не работала.

Трудный путь к успеху

После подбора оптимального состава и эффективного соотношения ингредиентов авторы были уверены, что с одобрением нового средства не возникнет никаких проблем. Научные статьи подтверждали, что мазь действительно помогает заживлять раны, а все разрешительные документы, которые в те годы требовались для запуска производства лекарства, были собраны.

Однако Фармакологический комитет Минздрава СССР, который и «давал добро», неожиданно отказал авторам. Эксперты фармкомитета посчитали, что состав мази неоправданно сложен, а основания, подтверждающие, что он должен быть именно таким, сочли недостаточными. Надо сказать, что в те годы выпускались преимущественно однокомпонентные мази, а если в составе было несколько ингредиентов, то другие выполняли лишь вспомогательную функцию, не являясь активным веществом.

Авторский коллектив был обескуражен – в те годы запрет со стороны столь авторитетной организации ставил крест на разработке и дальнейшей судьбе лекарства. Однако отказываться от своей идеи они не планировали: за одобрением ученые решили обратиться в Институт хирургии имени Вишневского в Москве. Они привезли с собой несколько килограммов новой мази и попросили посодействовать в одобрении средства.

Поменять решение Фармакологического комитета считалось фактически невозможным, однако в Институте согласились испытать новое средство на больных. На этот шаг профессор Борис Костюченко, занимавшийся как раз лечением ран, решился после изучения состава: «Левомеколь» не содержал ни одного нового соединения, все ингредиенты активно применялись в медицине. Результаты испытаний превзошли все ожидания, а кроме того Перцева попросили срочно передать мазь в Москву для лечения двух генералов, пострадавших в автокатастрофе.

Документы в Фармакологический комитет были поданы заново: на рассмотрение экспертам предоставили данные как о ранее «забракованных» мазях, так и о средствах с похожим, но слегка измененным составом. Мазь «Левомеколь», а также сходные по составу «Левосин» и «Левонорсин», после повторного рассмотрения были одобрены и допущены к клиническим испытаниям – их начали применять в ведущих хирургических институтах Союза. Результаты этих испытаний были впечатляющими: врачи из всех институтов подтверждали, что мази способствуют более быстрому заживлению ран, работая лучше, чем любые другие имевшиеся в то время средства.

В дальнейшем предпочтение было отдано именно «Левомеколю» как средству с наиболее простым составом, а значит более простым и дешевым в производстве.

Важным оказалось и то, что нанесение мази фактически консервировало рану на срок до 48 часов. Это позволяло отсрочить хирургическое вмешательство, что было невероятно ценно в военных и полевых условиях.

«Левомеколь» стал настоящим спасением при массовых травмах после землетрясения в армянском Спитаке или ранениях военных в ходе боевых действий в Афганистане.

Не теряет актуальности и по сей день

Площадкой для всесоюзного производства этого эффективного средства был выбран Горьковский химико-фармацевтический завод, преемником которого сегодня стала фармкомпания «Нижфарм».

Средства со сходным составом и похожим действием, в которых левомицетин скомбинирован с полимерами, повышающими эффективность антибиотика, выпускаются и другими фармацевтическими компаниями.

1. Левомеколь, «Нижфарм». 2. Левомикон-ТФФ, «Тульская фармацевтическая фабрика». 3. Воскопран — раневая повязка с мазью Левомеколь, «Новые перевязочные материалы». 4. «Левометил, «Зеленая дубрава»

Лечение ран – непростая задача. В нашем материале Прощай, марля! Обзор современных раневых повязок мы рассказывали, что на тех или иных стадиях заживления требуются различные лекарства. К моменту создания «Левомеколя» в Советском Союзе учеными из Харьковского фармацевтического института, да и в мировой медицине в целом, не было эффективных средств для использования в фазе воспаления – на самом первом этапе, когда важно не допустить ее инфицирования.

Для чего применяется «Левомеколь»

Мазь с левомецитином, метилурацилом и полимерами в составе используется как в качестве самостоятельного средства, так и в составе современных раневых покрытий, применение которых ускоряет заживление и снижает риск осложнений.

Мазь предназначена для местного применения и используется для лечения «мокрых» ран: тех, на поверхности которых есть жидкое содержимое. Это, например, инфицированные и гноящиеся порезы и ссадины, ожоги, послеоперационные шрамы, области удаления фурункулов.  Мазью пропитывают марлевые салфетки, которыми заполняют рану. Перевязки требуются ежедневно (или чаще) до тех пор, пока рана не очистится от гноя и отмерших остатков тканей. В том случае, если покрыть место повреждения марлевыми салфетками с мазью невозможно, допустимо «доставка» нагретой, а значит и более жидкой, мази к ране с помощью шприца и дренажной трубки.

Неадгезивные сетчатые покрытия – альтернатива марле. Такие покрытия лишены недостатков, свойственных марлевым салфеткам. Они не прилипают к ране, а значит их смена не травмирует дополнительно, менять их можно реже, а работают они дольше. Их пропитывать мазью не требуется – этот этап происходит еще на производстве, что значительно упрощает процесс использования.

Использовать левомеколь и его аналоги для сухих ран не стоит: когда рана затягивается, применение такой мази может помешать. Среди других противопоказаний: индивидуальная непереносимость, а также возраст до года. В любом случае перед использованием нужно посоветоваться с врачом, который поможет оценить целесообразность именно этого средства.

Средство, созданное полвека назад, не теряет актуальности и сейчас. Несмотря на появление новых технологий, мазь остается важным компонентом лечения ран, спрос на который неизменно высок.

Текст: Ксения Скрыпник

Фото: gzaleckas, dmitryag @123RF.com

Новости

читать все
Спецпроект


Опрос

Как вы справляетесь со стрессом?

Загрузка ... Загрузка ...
наверх