История развития донорства в России — это не только путь научных открытий, но и путь фатальных ошибок, риска и упорных исканий, который проделали ученые-медики конца XIX-начала ХХ веков — эпохи, полной потрясений и катаклизмов. Значение ярких неординарных личностей в становлении службы крови и донорства трудно переоценить. Сначала это были отдельные врачи — подвижники, но по мере появления новых доказательств эффективности переливания крови, служба крови уже в советское время, получила государственную поддержку и превратилась в разветвленную систему, охватывающую всю страну. Среди большого числа ученых и медиков редакция «ФармМедПром» выбрала тех, рядом с чьим именем можно поставить слова «первый» или «впервые»: Андрей Вольф, Сергей Коломин, Александр Богданов, Владимир Шамов, Сергей Юдин, Эрик Гессе.
Как все начиналось
Практика переливания крови в России возникла не на пустом месте. В разных странах на протяжении нескольких столетий исследователи двигались в этом направлении. Первое переливание крови, но не людям, а собакам, произвел английский ученый Лоуэр 1666 году. Французский ученый Дени пошел дальше и год спустя попробовал перелить человеку, страдающему лихорадкой, кровь ягненка (делать так, как было доказано позже, нельзя). И хотя первая манипуляция закончилось удачно, дальнейшие опыты привели к череде смертей, за которыми последовал тотальный запрет на переливание крови во Франции.
После тех событий прошло более 150 лет, прежде чем английский акушер-гинеколог Бланделл в 1818 году отважился перелить умиравшей от кровопотери роженице кровь ее мужа. По стечению обстоятельств в это время там стажировался один из лучших выпускников Императорской Медико-хирургической академии Степан Хотовицкий, позднее ставший старшим акушером Санкт-Петербурга (именно он в 1830 году опубликовал первую в России научную работу «Переливании крови» в «Военно-медицинском журнале»). Под его началом работал Андрей Вольф, которого Хотовицкий и отправил к Бланделлу на обучение. Российского врача очень заинтересовали возможности спасения пациентов путем вливания крови, он даже привез на родину образец устройства для проведения этой процедуры.
Андрей Вольф: первым перелил кровь, чтобы спасти женщину
Через 14 лет после описанного выше события, при схожих обстоятельствах произошло первое переливание крови от человека к человеку в России. 20 апреля 1832 года в Санкт-Петербурге его совершил акушер-гинеколог Андрей Вольф, чем спас жизнь роженице, перелив ей кровь ее мужа. В то время операции по переливанию крови оставались единичными, поэтому даже на счету Вольфа их всего лишь шесть.
Как оказалось, первой пациентке Вольфа просто повезло, что она осталась жива, поскольку в последующем половина трансфузий из-за несовпадения групп крови (их открыли только через несколько десятилетий) заканчивались смертью больных. Так произошло и с доктором Вольфом. Окрыленный успехом, он провел переливания нескольким женщинам, но выжили из них не все. Пример Вольфа осмелились повторить единицы. Только в самых безнадежных случаях врачи рисковали и прибегали к переливанию, как к единственному шансу на спасение больного.
Намного позже, в 2007 году, врачи Пироговского Центра предложили день, когда Вольф провел первое переливание крови в России, отмечать как Национальный день донора крови.
Сергей Коломнин: первое переливание на войне
Российские ученые того времени не только шли по стопам зарубежных исследователей, но и были первопроходцами. Среди них нужно впомнить Сергея Коломнина. Блестящий хирург, ученый, педагог, на лекциях которого студенты в Киевском и Московском университетах аплодировали его блестящим знаниям и мастерству оратора. Несмотря на успешную карьеру, Коломнин в 1876 году с санитарным отрядом Красного Креста добровольцем ушел на освободительную войну в Сербию, а потом на поля сражений русско-турецкой войны. Именно там впервые в мире Сергей Коломнин стал делать переливание крови раненым в военно-полевых условиях и описал в научных работах этот бесценный опыт.
По воспоминаниям современников, свой долг перед людьми Сергей Петрович ставил превыше всего, и никогда не шел на компромиссы с совестью. Его жизнь оборвалась непредсказуемо и трагически: ученый покончил с собой в 44 года после неудачно проведенной операции, во время которой, считал он, им была допущена ошибка, приведшая к гибели пациентки.
Всего же за весь XIX век и первую четверть ХХ века в России было проведено 60 переливаний крови, 22 из которых сделал Сергей Коломнин.
Александр Богданов: фантаст убедил власти открыть первый в мире институт переливания крови
Слова Максима Горького в «Песне о буревестнике», ставшие потом крылатыми «Безумству храбрых поем мы песню!», очень точно характеризуют Александра Александровича Богданова — врача, исследователя, философа, основателя первого в мире Института переливания крови.
Жизнь его действительно была похожа на бурю. Еще в гимназии, которую он окончил с золотой медалью, Богданов проявлял незаурядные способности в разных областях знаний. Сначала учился на физико-математическом отделении Московского университета, потом окончил медицинский факультет Харьковского медуниверситета. Его учеба перемежалась с революционной деятельностью, ссылками, занятиями в рабочих кружках, написанием книг по экономике философии, а также фантастических романов, во время революции 1905 года обеспечивал восставших оружием. Позднее идейное несогласие развело Богданова с большевиками, и он вплотную занялся наукой, в которой у него были свои пристрастия.
В своем фантастическом романе о жизни на Марсе, Богданов провидчески описал межпланетный корабль с атомным двигателем, цифровые машины, использование радиоактивных элементов, применение искусственного белка, синтетических волокон и многого другого, что потом стало реальностью. В этом романе Богданов, описал, в частности, процесс обмена кровью, который марсиане использовали для долголетия и омоложения организма. Богданова, который был не только врачом, но и философом, переливания крови от человека к человеку рассматривал как акт единения людей. Возможно поэтому именно ему, воодушевленному идеями бессмертия и вечной молодости, удалось добиться от советского правительства разрешения на открытие первого в мире Института переливания крови (сейчас — НМИЦ гематологии Минздрава РФ), директором которого он стал и полностью погрузился в исследования.
Эксперименты по переливанию крови Александр Богданов проводил на себе. Одиннадцатый из них оказался фатальным, по мнению некоторых экспертов, скорее всего, из-за несовпадения резус-фактора, который тогда еще не был известен. Богданов для излечения студента страдающего от туберкулеза и малярии, решил обменяться с ним кровью. Но сразу после процедуры началось отторжение и резкое ухудшение работы органов. Врачи были поражены, что ученый отказывался от лечения, а записывал свое состояние. Он умер через несколько дней. «Самая смерть товарища Богданова есть прекрасный подвиг человека, который сознательно рисковал своей индивидуальной жизнью, чтобы дать могучий толчок развитию человеческого коллектива», — сказал, прощаясь с ним, Николай Бухарин.
Владимир Шамов: создал сыворотки для определения групп крови
Трудно уложить в коротком описании насыщенную научную и практическую деятельность Владимира Шамова. Кроме прорывов в сфере трансфузиологии, он вошел в историю медицины, как основатель нейрохирургической службы в Советском Союзе. В отличие от других ученых, Владимир Шамов сразу выбрал профиль военного медика, окончив Военно-медицинскую академию.
В тяжелые годы Гражданской войны Шамов руководил созданием хирургических отрядов для лечения раненых красногвардейцев. И в это же время ученый сделал супер важные открытия в сфере переливания крови: в 1919 году он самостоятельно выделил стандартные сыворотки для определения групп крови, что позволило ему провести первую в России гемотрансфузию уже с учетом совместимости групп крови. И это был огромный шаг вперед, исключающий смерть пациента после гемотрансфузии.
За что бы не брался Шамов, он везде добивался успеха. В 1930 году в Харькове организовал и возглавил институт гематологии и переливания крови, второй в стране. Позднее руководил Ленинградским институтом переливания крови. Он не только много оперировал, но и преподавал, писал научные труды, показывая удивительную широту научных интересов: трансфузия, пересадка тканей и органов, общая хирургия, хирургия костной ткани, эндокринология, нейрохирургия и многое другое. Во время Великой Отечественной войны Шамов, благодаря своим знаниям и опыту, стал заместителем главного хирурга Советской Армии.
В послевоенное время талант ученого развернулся с новой силой. Ему принадлежит авторство методики трансплантации органов и тканей, в хирургии он ввел практику искусственной гипотермии. По его инициативе была создана первая в стране лаборатория «искусственной почки». Он много лет он руководил Ленинградским нейрохирургическим институтом и написал порядка 150 научных трудов.
Сергей Юдин: «смертью смерть поправ»
Современный способ консервации и длительного хранения крови, появился, по мнению исследователей, благодаря главному хирургу Института скорой помощи Сергею Юдину. Именно он первым в мире в 1930 году перелил умирающему кровь, взятую у трупа. Таким образом ему удалось буквально оживить самоубийцу, который перерезав себе сосуды, практически не подавал признаков жизни. Надо сказать, что Юдин больше года ждал случая, когда появится безнадежный пациент, чтобы испытать, подействует ли на больного кровь, взятая от скончавшегося человека. По воспоминаниям современников, Юдин взял у умершего недавно человека около 420 мл крови и влил ее агонизирующему самоубийце, что оказало поистине магическое действие. Как описывал это сам хирург, «пострадавший порозовел, стал дышать спокойнее и глубже, а концу переливания крови к нему вполне вернулось сознание».
Позднее для другого пациента Юдин впервые использовал кровь, которую, в ожидании операции, три дня хранили в леднике. Когда переливание прошло успешно, ученым стало понятно, что кровь может сохранять свойства при определенных условиях. За два последующие года ученый сделал сотню переливаний посмертной крови, хотя его коллеги в России и за рубежом горячо спорили о такой манипуляции. Результаты опытов Юдина дали толчок к развитию консервации крови.
В жизни Юдина было немало рискованных предприятий. В 1914 году, будучи студентом, он добровольцем ушел на фронт, где не только работал в полевом госпитале, но и ходил в разведку. Большая практика рано сделала из него отменного хирурга, который не боялся экспериментировать. Во время Великой Отечественной войны Юдин усовершенствовал капельницы для внутривенного переливания крови, придумал и другие приспособления, необходимые в полевых госпиталях: специальные гипсовые повязки при огнестрельных ранениях, складной операционный стол, написал множество памяток для военных врачей, проводил показательные операции. В 1942 и 1948 годах ученый за свой труд получил Сталинскую премию, но в 1949 году это не уберегло его от тюрьмы, куда он был брошен «за связь с иностранцами». Три года он находился в тюрьме и два года – в ссылке. Выйти на свободу позволила только смерть Сталина.
Эрик Гессе: нашел способы сделать донорство массовым
При всех усилиях и успехах ученых дальнейшее развитие службы крови было бы невозможно без доноров. В первое время, когда операция была сравнительно редкой, донорами чаще были родственники или знакомые больного. После революции 1917 года, в период разрухи, найти доноров стало еще сложнее. В 1921 г. Шамов писал: «…в наше голодное время, к сожалению, крайне трудно найти лицо, которое бы согласилось дать кровь для переливания».
Формирование добровольного донорского движения началось во многом благодаря Эрику Гессе. В 1926 году он задумался над организацией массового донорства, тогда же вышла его статья «Об организации профессионального донорства». Единственный способ, который ученому казался перспективным, — просвещать население и платить за кровь хотя бы небольшие деньги. В ответ на критику Гессе дал вполне логичное объяснение своему предложению, — так государство выражает благодарность донорам, а вовсе не покупает кровь. После этого, в 1928 году Наркомздрав распорядился установить вознаграждение, а с 1931 года донорам стали выдавать специальный паек.
Не меньший успех имела и широкая пропаганда донорства: Гессе подключил у этой работе радио, газеты. Сотрудники вместе с известными художниками готовили плакаты, проводили лекции на заводах, заодно определяя всем желающим группу крови. К 1936 году в возглавляемом им Ленинградском Институте переливания крови зарегистрировались уже 1627 доноров. Для просвещения врачей Гессе собрал уникальную библиотеку, в которую входило 6000 работ по переливанию крови. Деятельность ученого, связанная с развитием трансфузиологии, получила международную известность, он выступал на научных конгрессах за рубежом. Однако такая активность привела к трагическим последствиям: в 1937 году по ложному доносу ученый был арестован, его объявили врагом народа, «немецким шпионом» и расстреляли. Эрик Гессе был полностью реабилитирован в 1959 году.
Служба крови продолжала активно развиваться в России. Уже в 40-е годы в стране была создана сеть институтов и станций переливания крови, донорское движение было организовано во всех регионах Советского Союза. Во время Великой Отечественной донорами стали свыше 5, 5 млн человек, что позволило провести 7 млн. трансфузий и спасти жизни сотням тысяч раненых, — и это стало огромной победой и продолжением начинаний, которые были заложены энтузиастами трансфузиологии в российской медицине.
Сейчас кровь доноров и ее компоненты, как и раньше, продолжают спасать жизни пациентов во всех уголках России. В последние годы, как отметил министр здравоохранения Михаил Мурашко, доноров в стране становится все больше. В 2023 году безвозмездно сдали кровь 1,3 млн россиян, причем 330 тысяч сделали это первый раз.
Текст: Елена Бадьина