Олеся Сагайдак: «Мы используем генетику как инструмент, чтобы построить индивидуальный план сохранения красоты и здоровья»

21.10.2025
Статьи
104

В октябре 2025 года в рамках форума «БИОПРОМ» прошел Фестиваль здоровья и красоты, который с 2018 года организует Министерство промышленности и торговли  совместно с Советом Федерации РФ. В рамках фестиваля ФармМедПром подготовил проект «Твоя формула красоты»  — серию интервью с ключевыми участниками деловой программы фестиваля, которые рассказали нам о том, что такое красота в России и есть ли у нее своя особая формула.

Наш гость – Олеся Сагайдак, заместитель Генерального директора российской инновационной компании EVOGEN — лидера в исследованиях генома в России.

Олеся Владимировна,  расскажите, пожалуйста, знание своих генетических рисков может помочь женщине дольше сохранить здоровье и красоту?

Этот вопрос затрагивает практически самую суть того, что мы делаем для женщин, чтобы они могли сохранить свою красоту. Нужно перестать думать о генетике как о предсказании судьбы. Генетика выступает больше как карта местности, и мы сами по ней идем, выбирая маршрут.

Что дает женщине результат генетического исследования?

Первое – это проактивность вместо реактивности. То есть, мы не просто идем по местности, падаем в яму и думаем, как же из нее вылезти, а ищем маршруты, чтобы эту яму обойти. Что это значит на практике?

Мы не боремся с первыми признаками старения, когда они уже возникли, например, с первыми морщинами или с дряблостью кожи.  Но, зная благодаря генетике, например, что антиоксидантная защита нашей кожи слабая или что наша кожа склонна к фотостарению больше, чем у других, мы активнее используем солнцезащитный крем. Не только на пляже и в солнечную погоду, а каждый день, даже в пасмурную погоду. Это позволяет женщине предотвратить раннее старение, а если признаки уже есть,  то отсрочить или замедлить его прогрессирование.

И второе, что нам дает генетическое исследование, это, если так можно сказать, красоту и здоровье изнутри. Помните этот фильм «Ешь, молись, люби»? Там была такая фраза: «Улыбаемся печенкой». Мы говорим примерно о том же. Генетика позволяет нам подобрать не цвет тонального крема, чтобы наша кожа выглядела здоровой, а правильное питание, правильный режим тренировок, чтобы она была здоровой. Генетика помогает понять, как наша кожа справляется с внешними воздействиями, как наш организм реагирует на токсины и стресс. Она может помочь понять, например, что в какой-то определенной ситуации для женщины важны особые формы витаминов, скажем, метилированные формы витамина В.

Поэтому мы используем генетику как инструмент для того, чтобы построить индивидуальный план сохранения красоты и здоровья.

Представьте, что вы «генетический консультант» для  молодой девушки. Что важнее ей объяснить: как гены  влияют на ее внешность или как они определяют реакцию на косметику, питание, стресс?

Если бы я была генетическим консультантом, мне бы хотелось дать девушке не просто понимание, почему она так выглядит, а что она может с этим сделать. Безусловно, знания о том, как гены связаны с внешностью, очень интересные, но они пассивные. Информация же о том, как мы реагируем на внешние условия, это инструмент для активного управления своей красотой и здоровьем.

Что в итоге это дает девушке?

Во-первых, экспериментировать не вслепую. То есть,  благодаря генетическому тестированию мы знаем, какой тип тренировок ей подходит. Она не просто пробует сначала кардио, потом интервальные (реакция обычно приходит не сразу, не всегда  можно быстро понять, что действительно хорошо воздействует, что хуже). С пониманием генетики мы точно знаем, что, допустим, для этой девушки хороши интервальные тренировки. То же и с косметикой. Будет ясно, какой крем ей лучше подходит, какой состав нужен, чтобы не вызывать воспаление, а лучше увлажнять кожу.

Второе – это осознанное питание.  Знание метаболизма человека подскажет, какую диету лучше использовать. Женщина перестанет есть все подряд  и  получит больше знаний о том, какие продукты нужны для сияния ее кожи.

И третье, что, наверное, самое важное в текущих реалиях, это помощь в борьбе со стрессом. Стресс, как известно, это один из ключевых факторов преждевременного старения и различных заболеваний. И наша генетика подсказывает нам, как наш организм на биохимическом уровне реагирует на стресс, на кортизол (гормон стресса). Она подсказывает, какие способы восстановления использовать. А это очень важно, потому что, к сожалению или к счастью, избавиться от стрессовых ситуаций сегодня мы не можем. Но мы можем найти идеальные для нас способы восстановления и ослабить вредное воздействие стресса на организм женщины.

С каким главным мифом о «генах красоты» вам чаще всего приходится сталкиваться?

Наверное, самый распространенный и вредный миф – это миф о генах стройности.  У всех, наверное, есть подружка, которая говорит, что может есть все подряд и не толстеть, благодаря некому особому гену. Почему это миф? Потому что не существует единого гена стройности. Есть ген, который отвечает за тип нашего метаболизма, за усвоение углеводов, жиров и белков. Есть гены, которые отвечают за скорость наступления чувства насыщения, за тягу к сладкому.

Почему вредно думать, что это всего лишь один ген? Потому что это придает некую фатальность: все, у меня нет гена стройности, значит, я с этим сделать ничего не могу. И наоборот:  у меня есть ген стройности, я могу есть все подряд, и мне не страшно.

У меня есть примеры из школы, из института, когда, мальчики или девочки, бывшие стройными и худыми, к 40-50 годам уже имеют животик и проблемы со здоровьем. Почему? Потому что думали, что их генетика позволяет есть все, что угодно, и не толстеть. И вот человек употребляет всё подряд, думая, что организм с этим справляется. А на самом деле не только гены определяют наше здоровье, но и мы  сами можем влиять на их работу.

Мы можем как повышать, так и снижать активность некоторых генов. Понимая свои слабые стороны, например, тягу к сладкому, мы можем ее отслеживать и, зная, как это для нас вредно, вовремя себя останавливать. Еще пример:  если по генетике  у  нас поздно приходит чувство насыщения от еды, мы можем научиться останавливаться чуть раньше, чем когда уже наелись, потому что, когда мы почувствуем насыщение, только когда уже объелись.

Есть множество других генов, которые помогают нам идти и строить свой собственный маршрут, зная особенности этой местности.

Завершая, хочется еще раз сказать, что генетика – это не приговор, не предсказание судьбы. Это либо карта местности, либо, если проще, —  правила игры. Но идем по этой местности и играем в эту игру мы сами. И это добавляет нам  не только некой ответственности за свое здоровье и красоту,  но и  возможности этим управлять.

Новости

читать все
Спецпроект


Опрос

Пофантазируем! Вы получили свои результаты обследования или анализов, где в графе "Кто выполнил" написано "ИИ", что вы подумали?

Загрузка ... Загрузка ...
наверх